Сегодня это кажется невозможным, но до 80-х годов XIX века в Европе "скорой помощи" не существовало. Вообще. Были больницы, работали аптеки, существовали фельдшерские и ветеринарные пункты. А вот неотложки не было.
Первую помощь тогда оказывала полиция, при этом медицинская обязанность стала для них второстепенной нагрузкой. Процедура была длительной и не всегда эффективной, многие из пострадавших умирали, так и не дождавшись консультации врача. Если кому-то на улице становилось плохо, его сначала доставляли в полицейский участок. Оттуда после составления протокола с оказией везли в Александровскую больницу.
"Добивало" пациентов и то, что не всегда в главной городской клинике были свободные места в палатах, да и доктора принимали привезенных с улицы по остаточному принципу, если было свободное время. Получалось - шансов выжить у ургентных больных практически не имелось.
Толчком для развития стал пожар в Вене
Европа вздрогнула и переосмыслила свой подход к скорой помощи 8 декабря 1881 года. Тогда во время представления в Венском театре комической оперы загорелся занавес. Пламя моментально распространилось по всему залу. Началась паника. Обожженные и травмированные люди (более 500 человек) не знали, куда бежать, и многие остались в театре в ожидании помощи. А она так и не пришла. В Вене все было в порядке с больницами и медперсоналом, а вот инструкции, как действовать и, главное, кто заплатит в случае подобного форс-мажора, не существовало.
Этот случай стал толчком для изменений в медицинской сфере по всему миру. В самой Вене за дело взялся всемирно известный хирург Яромир Мунди. Ему понадобилось более полутора лет, чтобы протащить через городскую мэрию проект создания неотложки. Уже 1 мая 1883 года в нынешней столице Австрии заработала скорая. Для нужд горожан купили 25 современных экипажей и укомплектовали штат квалифицированных врачей и медбратьев.
В Киеве реакция на случившееся в Вене была более оперативной. Здесь обошлись без множества согласований и получений разрешений, максимально обойдя бюрократическую машину. Уже в 1881 году по инициативе медиков организовали "кружок врачей для ночных дежурств". Полностью волонтерская организация была поддержана властью лишь в одном - докторам выделили небольшое помещение в здании городской мэрии. Работали же они абсолютно бесплатно и не брали с пациентов ни копейки за свои услуги. Впрочем, первые попытки создать спасательную службу так и остались аматорскими. В "кружке" доктора дежурили в свободное от основной работы время, в качестве транспорта для больных использовались в основном обычные извозчики, да и оперативная связь с нуждающимися в помощи желала много лучшего.
|
Меценаты Терещенко купили экипажи
Ситуация изменилась в июне 1902 года, когда власти утвердили Устав Общества скорой медицинской помощи в Киеве.
В документе регламентировались цели общества: "Доставлять бесплатно скорую медицинскую помощь в несчастных случаях и при внезапных заболеваниях, происходящих на улицах г. Киева, во всех публичных местах, на фабриках, заводах, железных дорогах и проч. в пределах г. Киева. Подача медицинской помощи в несчастных случаях, происходящих в частных квартирах, производится лишь в случаях, угрожающих жизни".
В распоряжении первой службы имелось шесть карет для транспортировки больных. Куплены они были в Австрии и соответствовали всем существующим на тот момент европейским стандартам (сами киевляне считали эти экипажи едва ли не самыми комфортабельными в городе, говоря что даже генеральские кареты проигрывают им в удобстве. - Прим. авт.) Учитываем - общество существовало за счет благотворительных пожертвований, где взяли деньги? Традиционно для дореволюционного Киева помогли меценаты. Первый экипаж приобрели сахарозаводчики Терещенко, второй - Общество велосипедистов Киева, подтянулись и остальные, в том числе и учредители общества: миллионеры Лазарь Бродский, Густав Зейдель, городской глава Василий Проценко, знаменитый актер и основатель популярного в городе театра Николай Соловцов и практически все известные тогда в городе профессора медицины.
Организована новая служба была таким образом: постоянно на станции работали два врача (в вечернее время, когда количество травм увеличивалось, - три). Показательно, просто так на работу эскулапов не брали, несмотря на авторитет и опыт. Проверяли на способность работать в экстремальных ситуациях. Каждый из претендентов обязан был в качестве стажера выехать на 50 происшествий. Несмотря на невысокую зарплату (до 600 рублей в 1912 году), работать в скорой хотели многие. Во-первых - престижно, во-вторых, медики понимали: они получают бесценный оперативный опыт.
По тем временам организация работы службы была практически идеальной. Скорая обладала невиданной роскошью - двумя номерами телефонов. Существовала и подробная инструкция для оператора, принимающего вызов, и потенциальных пациентов. Цитируем несколько рекомендаций: "Для вызова станции следует отыскать ближайший телефон, вызвать телефонную станцию и на вопрос телефонистки: "Что угодно?" или "Станция" ответить: "Скорую помощь". Телефон немедленно будет соединен. Вызывающий, не отнимая трубки от уха, отвечает на все вопросы врача и должен ждать ответа врача: "приедем" или "не приедем" (слова "не приедем" звучали в том случае, если доктор считал, что пациент может добраться до больницы самостоятельно).
В это время под окнами станции всегда стояла карета с дежурной бригадой, готовая выехать по вызову. Если в течение двух часов его не поступало, то медиков меняли на других, также ротация была предусмотрена и для лошадей. Если не оставалось свободных докторов, то на вызов ехал заведующий станцией. В каждом из экипажей имелся полный комплект стерилизованных хирургических инструментов, все необходимые медикаменты, перевязочный материал, кислородные подушки и даже неожиданные для медиков инструменты - пожарные каски, спасательные круги и сигнальные факелы.
|
В ТЕМУ
Символы шести лучей звезды
Расшифровка первого логотипа скорой означает обязательные действия службы, получившей вызов:
- принять вызов,
- направить карету,
- оказать помощь,
- зарегистрировать,
- передать информацию,
- закончить вызов.
КСТАТИ
Неотложку спасли дамы
В конце первого десятилетия ХХ века киевская скорая оказалась на грани закрытия. Катастрофически не хватало денег. Осенью 1907 года задолженность по зарплате дошла до двухмесячной и не хватало средств даже на первоочередные нужды, например корм для лошадей (сегодня это означало бы машины без бензина). Всерьез поднимался вопрос о закрытии общества. Спасло ситуацию создание Дамского комитета. Первые леди города во главе с женой генерал-губернатора Трепова создали еще одну общественную организацию. И начали собирать деньги. Использовались все возможные методы: устраивались благотворительные концерты, лотереи, аукционы, организовывались пароходные гуляния по Днепру, выпускались открытки и марки с изображением здания скорой. Все это позволило службе выжить и даже рассчитаться с долгами.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ