Главврач Александровской больницы: У больных COVID-19 опять наблюдается тяжелая лихорадка. Такая, как была в начале эпидемии

После ослабления карантина Александровской больнице в день приходится принимать до 50 пациентов по скорой.

Фото: Фейсбук Людмилы Антоненко

Власти пугают усилением карантина, в народе растут протестные движения. Многие отказались от масок, перестали соблюдать дистанцию в очередях, зачастили друг к другу в гости. Все больше ходит разговоров о том, что украинцы стали заложниками большой авантюры, что никакой опасности на самом деле нет.

И только врачи, которым каждый день приходится сталкиваться с последствиями эпидемии, знают, что происходит на самом деле и чем грозит беспечное поведение. "КП" в Украине" беседует с главным врачом Александровской клинической больницы Киева Людмилой Антоненко.

Люди устали и утратили ощущение реальности

- Согласно статистике, после ослабления карантина число заболевших коронавирусом растет. Вы ощутили это в своей работе?

- К сожалению, да. К нам привозят больных с пневмоний средней и тяжелой степени. В день приходится принимать до 50 пациентов по скорой. Не во всех случаях подтверждается COVID-19, но количество инфицированных явно увеличилось.

И вот какая особенность: если недели три тому назад мы наблюдали пациентов с пневмониями без высокой температуры, то сейчас у больных преимущественно лихорадка - такая, как была в начале эпидемии. Высокая температура до 39 градусов, которая плохо сбивается препаратами, очень сильная слабость…

Многие уверовали, что с началом лета вирус утратил свою силу. Но я не могу это подтвердить. Он никуда не делся, остается таким же агрессивным, как был, и так же легко передается при контактах с инфицированными больными.

- Если посмотреть со стороны, то вроде ничего и нет. Даже пожилые люди на рынках, в магазинах стягивают с лица маски, сбиваются в плотные очереди.

- Карантин длился очень долго, все устали и утратили ощущение реальности. Сегодня мы наблюдаем фактически безмасочный режим. Даже в наших стационарах, за исключением инфекционного отделения, мне приходится делать замечания персоналу: наденьте правильно маску. Это я к тому, что и медики, которые напрямую не работают с "ковидными" больными, забывают, что эпидемия продолжается.

 Мифы бесполезно обсуждать, но надо знать правду

-  Молодые люди считают, что коронавирус - это "болезнь старых", и махнули рукой на все предосторожности. Может быть, они правы?

 -  Болеют абсолютно все возрастные категории - все! Действительно есть такие, кто достаточно легко переносит болезнь, и такие, для кого она может быть смертельно опасной. И такие, кто уже перенес инфекцию, не обратив внимания на легкое недомогание. Мы сейчас тестируем наших сотрудников, у некоторых обнаруживается иммуноглобулин IgG, проще говоря, антитела.

Я считаю, что возраст – не повод вести себя беспечно. Независимо от того, сколько лет, инфекцию тяжело переносят люди с сопутствующими заболеваниями. Никто не может знать, как его организм отреагирует на этот вирус.

 - До сих пор обсуждают высказывание Владимира Зеленского о том, что он хотел заразиться коронавирусом. А вот мне лично приходилось слышать такое от простых людей: хорошо бы уже переболеть и забыть о постылом карантине.

 - Не нужно испытывать судьбу, и я хочу это подчеркнуть. Люди, которые так думают, ссылаются на некогда популярные "коревые вечеринки" (люди собираются у заболевшего корью, чтобы заразиться и переболеть уже, - Ред.). Но после перенесенной кори у человека развивается иммунитет, а в случае с COVID-19 нет никакой гарантии, что человек не заболеет повторно.

- В практике вашей больницы такие случаи были?

- Были. Пациент выздоравливал, два теста ПЦР были отрицательные, подтверждали, что вируса нет. А потом тот же человек вновь поступал к нам с клинической картиной.

- Вокруг коронавируса ходит масса слухов: болезнь зависит от группы крови, вирус боится соли, погибает, если дышать спиртом. У вас есть свои наблюдения?

- Чтобы авторитетно о чем-то говорить, нужно проводить исследования. Делать выборки групп пациентов, брать контрольную группу. А пока все то, что не подтверждено научно, является мифом. Мифы бессмысленно обсуждать.

Могу говорить только о том, что является правдой: это очень заразная болезнь. Стоит поздороваться, пообниматься, пообщаться на близкой дистанции с инфицированным человеком, как вирус передается здоровому. И еще одна правда: мир не знает, как лечить COVID-19.

Лаборатория для ПЦР-тестов. Фото: Фейсбук Людмилы Антоненко

 "У нас как на фронте: врачи не хотят уходить из окопов"

- Один авторитетный человек заявил, что до 70% тестов ПЦР сомнительны по достоверности.

- Я думаю, он имел в виду, что неправильно берут мазок. Сама методика такого тестирования совершенна, ее называют "золотым стандартом" диагностики коронавирусной болезни. Но если мазок взят неправильно, в нем может оказаться только слизь и не будет коронавируса. Опытные диагносты просят пациента покашлять, тогда вероятность правильного анализа увеличивается.

- Какая сейчас нагрузка на врачей и койко-места? Мы помним, какие ужасы доходили до нас из Италии, Америки.

- У нас два инфекционных отделения на 82 койки и реанимация на 6 коек, которые заполнены. Мы развернули еще одно отделение на 70 коек, где сделали разграничение грязной, чистой и серой зон, пристроили душевые кабинки. Сейчас принимаем больных на два отделения. Вы же понимаете, что когда в день поступает 47-50 человек, то места заполняются очень быстро.

Спасибо, наш столичный департамент здравоохранения очень правильно построил логистику, все действия откорректированы. Если у больного пневмонией не подтверждается коронавирус, его переводим в другое медучреждение, подтверждается - оставляем у себя.

Нагрузка на медиков, безусловно, очень большая. Третий месяц в очаге эпидемии - это тяжело. Все устали, но в общем сработались. Стараюсь отправлять людей в кратковременные отпуска, чтобы немного восстановились физически и эмоционально. Вот сейчас настаиваю, чтобы ушли отдохнуть завотделением и половина сотрудников инфекционной реанимации, но они категорически против. Это как на фронте - происходит обострение, и бойцы не могут покинуть окопы.

Тяжелых больных среди медиков, к счастью, не было

- Обещанные доплаты ваши медики получают?

- Получают. Зарплата - это без задержек, доплаты от города - 4 тысячи врачам, 3 тысячи медсестрам и 1 тысяча младшему персоналу - тоже вовремя. По 300-процентной надбавке от Национальной службы здоровья задержки были, коллектив волновался, но сейчас ситуация стабилизировалась.

- Много медиков у вас заболели?

- Много или мало, трудно сказать. 25 человек, в основном из младшего и среднего медицинского персонала. Госпитализированы были те, кто не смог самоизолироваться. Сейчас у нас в стационаре три медицинских работника. Тяжелых больных среди медиков, к счастью, не было.

- Существует поверье, что человек, работающий с ядами, не подвержен отравлению. И доктор, работающий с инфекциями, имеет от них особую защиту.

- Иммунитет может быть к конкретному инфекционному заболеванию, и может быть пожизненный. Есть инфекционные заболевания, которые не дают стойкого иммунитета.

Барокамера дает хороший оздоровительный эффект при среднем и средне-тяжелом течении болезни. Фото: Фейсбук Людмилы Антоненко

 Лекарствами обеспечены в полном объеме

- Самый большой страх перед коронавирусом - это если попадешь в реанимацию, и тебе не хватит аппарата искусственной вентиляции легких. Как у вас обстоят дела с ИВЛ?

- Мы сейчас всем обеспечены, в реанимации полная комплектация. Есть возможность подключать аппарат ЭКМО – "искусственные легкие", есть подготовленные для этого специалисты.

Но мы видим главную задачу в том, чтобы не допустить больного до состояния, когда его придется подключать к аппаратам. Хотя это приходится делать, и не всегда мы в силах спасти человека.

- А как обеспечены медикаментами?

- На лечение "ковидных" больных были выделены деньги из резервного фонда.  Департамент здравоохранения обеспечил всем на 100 процентов. Если кто-то говорит, что у нас чего-то нет, то это спекуляция.

- Тем не менее, какую сумму нужно иметь при себе, если потребуется госпитализация?

- С собой в нашу больницу нужно взять только средства личной гигиены.

- То есть вы гарантируете, если у человека нет денег, а после карантина их у многих нет, ему не дадут умереть?

- Гарантирую, что он получит медицинскую помощь в полном необходимом объеме.

 Он не уникальный, он не изученный

- Вспоминается 2009 год, "свиной грипп". Тоже атипичная пневмония, тоже была объявлена пандемия. Были страхи, тяжелые прогнозы, по всему миру проводились санитарные мероприятия, но жесткого карантина не было. Чем так уникален этот коронавирус? Существует целое движение отрицания. Карантин считают заговором, мировой аферой.

- Как бы хотелось, чтобы те, кто говорит о заговоре или афере, хоть день поработали в нашем инфекционном отделении. Тогда бы они ответили для себя на все вопросы. Вот только сегодня у нас умерли три человека, одной женщине исполнилось всего 37 лет. У нее был избыточный вес, были сопутствующие болезни, но возраст не входит в общепринятую группу риска.

Коронавирус не уникален. Он не изученный. Мы не знаем, какие могут быть последствия после выздоровления. Как он себя поведет, когда начнется сезон гриппа, кори, респираторных инфекций. Это может быть катастрофическая ситуация, и мы к ней готовимся уже сейчас.

- Что посоветуете тем, кто дорожит здоровьем?

- Ничего, кроме того, что говорили много раз: держите дистанцию с посторонними людьми. Надевайте маску, когда заходите в помещения. На улице ее можно снять, но если вокруг толпа, маска тоже необходима. Носите перчатки в общественных местах, тщательно мойте руки с мылом. Проветривайте квартиру, рабочий кабинет, желательно устраивать сквозняки. Без острой необходимости не пользуйтесь транспортом, избегайте мест скопления людей.

Помните народную мудрость: береженого Бог бережет.

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Врач о коронавирусе без симптомов: Такой больной опасен для окружающих и может повторно заболеть

"КП" в Украине" разбиралась, чем опасен бессимптомный коронавирус. И стоит ли "выдыхать" с облегчением, если болезнь прошла в легкой форме.