Десять дней, как в Киеве и области работают камеры автофиксации нарушений скоростного режима. "Письма счастья" достигли первых адресатов, штрафы потекли в казну. О том, как будет развиваться почин, "КП" в Украине" беседует с заместителем министра внутренних дел Антоном Геращенко.
Кто стучится в дверь ко мне…
- Во время отчета в Раде Арсен Аваков говорил, что на трассах с камерами количество нарушений снизилось на 40 процентов. Позитивная тенденция сохраняется?
- Сохраняется, все больше водителей знают, где работают камеры, и притормаживают. Но процент нарушений остается достаточно высоким. Рассчитываем, что он снизится, когда водителям начнут массово приходить постановления о штрафах, которые прозвали "письмами счастья".
- Сколько посланий уже нашли "счастливчиков"?
- Оплачена тысяча штрафов, а может, уже и больше. Люди поспешили воспользоваться возможностью внести деньги в первые десять дней, чтобы заплатить не всю сумму, а половину. Закон это позволяет.
- Письма приносит почтальон?
- Да, закон требует, чтобы за вручение расписались. Сам адресат или его родственники. Но хочу предупредить, что до адресата письмо может не дойти. Например, если нарушитель зарегистрировал машину пять лет назад и сейчас живет по другому адресу. Или квартира во время визита почтальона была закрыта.
Если письмо вернется в полицию, включается механизм принудительного взыскания задолженности.
Поэтому рекомендую зарегистрироваться по номеру своего авто на . Там можно подписаться на Телеграм-канал или скачать приложение для смартфона. Уведомления будут приходить буквально через несколько минут после фиксации превышения скорости.
Куда уходят деньги
- Многих интересует вопрос, куда направляются штрафы.
- Часть денег идет на финансирование "писем счастья". Это "Укрпочта", которая их разносит, и полиграфкомбинат "Украина", где письма печатаются на специальном бланке с защитной металлической лентой, чтобы не подделывали жулики. Одно письмо стоит порядка 50 гривен. В будущем мы планируем, что каждый водитель оформит свой электронный кабинет и будет получать электронные уведомления. Но для этого нужно менять Кодекс об административных правонарушениях. Также наладим рассылку СМС-сообщений.
- А оставшаяся часть штрафов?
- Направляется в государственный бюджет и частично распределяется по местным бюджетам.
Как разогнать заторы
- Киевляне пишут, что на некоторых улицах, где установлены камеры фиксации скорости, постоянные заторы. И захочешь, а не разгонишься. Какой, дескать, смысл?
- Все камеры установлены там, где по статистике было большое количество ДТП со смертельными исходами. Это перекрестки, выезды с второстепенной дороги на главную. Заторы в городе – это другая проблема, комплексная, и именно так ее нужно решать.
Прежде всего машины нельзя парковать вдоль дороги, все полосы должны быть свободными для движения. Нужна оптимизация транспортных потоков. Один из вариантов – это строительство на конечных станциях метро недорогих улавливающих паркингов. Человек оставляет там свою машину и на метро отправляется в центр города.
Сегодня в Киев ежедневно в будний день приезжают 800 000 автомобилей. Каждый с учетом места для парковки занимает около 15 квадратных метров. Я подсчитал, что в среднем около 12 миллионов квадратных метров, или 12 квадратных километров, в городе уставлены машинами.
|
А еще появятся "Фантомы"
- Адреса, где расположены камеры, всем известны. Наши читатели переживают, что появится новая опасность: водители перед "глазами" станут притормаживать, а потом разгоняться. Для большинства лихачей скорость – это вопрос принципа, а не какая-то необходимость.
- Стационарные камеры на то и рассчитаны, чтобы водители притормаживали. Но это не значит, что вне зоны их охвата можно вести себя как угодно. У полиции есть ручные измерители скорости "Трукамы". Они предназначены для внезапного контроля. И используются каждый день там, где нет камер.
Если "Трукам" зафиксировал превышение скорости, протокол о нарушении выписывается на месте. Тут же можно оплатить и штраф.
Еще мы хотим закупить "Фантомы" - это камеры, установленные на полицейских автомобилях, которые меряют скорость встречных и обгоняющих машин. Пока это проект, так как под него нужно разработать нормативную базу.
В западных странах для контроля скорости практикуют как "открытые" полицейские автомобили – с символикой, так и "скрытые" - без символики, на которых тоже установлены "Фантомы". Мы тоже об этом думаем.
Задача стоит так, чтобы водитель знал, скорость его автомобиля может быть измерена в любой момент, и не позволял себе беспечность.
Что общего между машиной и оружием
- Адвокаты пророчат, что будет много попыток оспорить "письма счастья" в судах. Машина зарегистрирована на одного человека, за рулем был другой. Кодекс права не позволяет наказывать за чужую вину. Об этом шла речь и в постановлении Конституционного суда в 2010 году.
- Мы сделали выводы из решения Конституционного суда. В настоящий момент нормы законодательства спроектированы таким образом, что все правильно. Машина является средством повышенной опасности, как и оружие. Если один человек доверил ее другому человеку, то должен быть готов к тому, чтобы нести ответственность за возможные последствия.
- Вывод: думай, кому доверяешь?
- Абсолютно верно. Когда приходит постановление о нарушении, владелец может посмотреть, где и когда произошло нарушение, и обратиться к человеку, которому доверил машину, чтобы тот оплатил штраф.
Есть ситуации более конфликтные - когда владелец продал кому-то машину, взял деньги, но сделка официально не регистрировалась.
В таком случае открывайте электронный кабинет и регистрируйте, что вы передали машину такому-то гражданину по такому-то адресу. Да, есть неудобства. Но вы же сами допустили нарушения при продаже - взяли деньги и, скорее всего, наличными, не платили налоги. То есть обманывали государство.
Поэтому не надо жаловаться, если будут приходит штрафы. Находите того, кому продали машину, требуйте переоформления или расторгайте сделку.
Мэрам придется раскошелиться
- Есть мнение, что Конституционный суд и во второй раз может принять решение не в пользу "писем счастья".
- Мы считаем, что при нынешнем порядке нет повода для принятия негативного решения. Опять же, это не уголовный процесс, где требуется доказать вину человека. Это административное нарушение, где штраф составляет 255 гривен, за большое превышение скорости – 510.
В МВД считают, что для лихачей, которые ездят с превышением в 100 километров в час, штрафы должны быть в разы выше. По итогу первого месяца видеофиксации мы будет обращаться в Раду, представим статистику и поднимем вопрос о повышении санкций.
Лихачи – это люди на машинах с мощными моторами. Такие автомобили стоят миллионы гривен. И смешно, когда за скорость в 200 километров в час, которая грозит смертельным ДТП, нарушитель заплатит всего 500 грн. Наказание должно быть как минимум в несколько тысяч гривен.
- Какие перспективы у видеоконтроля?
- Государство планирует закупить до 220 камер для междугородних трасс. До конца года они будут установлены. Мы также подготовили письма мэрам городов с перечнем мест ДТП, где, по мнению полиции, нужно поставить камеры. И предлагаем финансировать установку из городских бюджетов, как это было сделано в Киеве. Мэры могут предлагать свои адреса.
- А если мэр окажется скрягой, камер не будет?
- Кроме мэра, свое слово должны сказать местные депутаты, граждане города. Они доверили мэру управление и вправе требовать, чтобы он обеспечивал меры безопасности.
Читайте также
"Письма счастья": как обжаловать штраф и в чем польза от камер автофиксации
Что нужно знать об этих посланиях, какие есть ловушки и подводные камни, как можно обжаловать постановление о штрафе - разбирает "КП" в Украине".