И это наконец произошло: Илон Маск запустил космический рейс, а в Киеве и области заработали камеры автофиксации нарушений. События равнозначные по живости обсуждения. Но если в космосе все стабильно, то новация от МВД может изменить жизнь украинских автовладельцев. И доставить им хлопот.
Да уже доставила - только за первые 8 минут в ночь с 31 мая на 1 июня чудо-камеры зафиксировали 262 нарушения. Со дня на день ждите первых "писем счастья".
Что нужно знать об этих посланиях, какие есть ловушки и подводные камни, как можно обжаловать постановление о штрафе - разбирает "КП" в Украине".
Как это работает и как узнать о фиксации нарушения
1. В Киеве установлены 20 камер (Смотри Карту, где стоят камеры видеофиксации ПДД), в области 30. Как утверждают в полиции, выбраны места, где наиболее часто случаются ДТП. Камера фиксирует превышение скорости от 20 километров в час плюс 3 км/час бонуса на погрешность измерительного прибора. Столичные камеры настроены на 103 км/час.
2. Камеры сканируют поток машин, и когда происходит превышение, фиксируют номер. Программное обеспечение выбирает из общей базы данные на человека, за которым зарегистрирован номер. На него без его присутствия выносится постановление о штрафе.
3. "Письмо счастья" - это копия постановления. Оно высылается по адресу автовладельца обычной почтой – заказным письмом. В силу документ вступает с момента получения либо с момента возврата в полицию - если человек отказался принять или не получил послание.
4. В копии постановления есть реквизиты, по которым нужно оплатить штраф. Деньги можно внести через банк или онлайн-банкинг. Квитанцию свято хранить.
5. Штраф за превышение скорости нужно внести в течение 15 дней со дня уведомления. В первые 10 банковских дней (две недели с выходными) будет действовать льгота: 50% от необходимой суммы. В постановлении это должно быть указано.
Размеры штрафов:
- 255 грн - за превышение скорости от 20 км/час (льгота 122 грн 50 коп.),
- 510 грн - за превышение от 50 км/час (260 грн),
- 680 грн – если превышение угрожало созданием аварийной обстановки (340 грн).
|
Как считают нарушения
Очень просто: одна камера – один штраф.
- На дороге от Киева до Василькова работают 9 камер автофиксации. Если вы проедете под каждой с превышением скорости на 20+3 километра в час, то получите 9 протоколов на сумму 255 гривен, - приводит пример эксперт по безопасности дорожного движения Владимир Караваев. – Итого 2295 гривен.
Многие юристы не согласны с такой математикой. Презумпция права гласит, что за одно и то же нарушение человека нельзя наказывать несколько раз.
- Обсуждался вопрос о привлечении к ответственности по средней скорости, например, на выезде из Киева и на въезде в Васильков. Программу, которая производила бы такие расчеты, установить не сложно. Но пришли к выводу, что имеем дело с разными пространственно-временными параметрами при каждой фиксации. Другая камера, другое время, другое место - отдельное нарушение.
Подводные камни
- Автомобиль находится в угоне или украдены номерные знаки.
Если вы писали заявление об угоне или краже, возьмите справку у следователя и предоставьте ее в полицию в течение 20 дней с момента получения копии постановления о штрафе за превышение скорости.
- Письмо потеряли или просто бросили в почтовый ящик…
А вы туда не заглядываете месяцами. Да, все может быть. Штраф будет считаться "отказным", постановление все равно вступит в силу. В МВД обещают информировать водителей о "счастье" по СМС или по электронной почте, если она указана в регистрации автомобиля, но эта практика еще не отработана.
Владимир Караваев советует всем автолюбителям создать свой личный на Главном сервисном центре МВД и время от времени его проверять. В этот кабинет вносятся протоколы о нарушении.
- Камера поймала "евробляху".
Штраф будет выписан на лицо, которое ввезло в Украину автомобиль на еврономерах. И не важно, сколько людей побывало с тех пор за его рулем.
- Вы не можете передавать управление таким автомобилем постороннему человеку без личного присутствия в салоне до постановки на государственный учет, - говорит Владимир Караваев. – Иначе в силу вступают уже другие, куда более высокие штрафы за нарушения таможенных правил.
- Автомобиль с регистрацией на временно оккупированных территориях.
Такие автовладельцы могут до поры до времени спать спокойно. Отправлять в неподконтрольные регионы письма нельзя и бессмысленно. Как узнала "КП" в Украине", сейчас решается вопрос о поиске штрафников через Министерство по вопросам временно оккупированных территорий – по адресу регистрации переселенца. Если его не окажется на месте, это будут его проблемы. Так что лучше все же завести свой электронный кабинет.
- За рулем автомобиля был другой человек.
Сегодня в Украине многие управляют автомобилями по доверенности, но в случае нарушения штраф придет лицу, на которое авто зарегистрировано. И пятнышко о привлечении тоже останется в его биографии. Выход – попросить фактического водителя оплатить штраф, принести квитанцию в полицию и написать заявление, что ответственность за превышение скорости он берет на себя. Протокол против владельца аннулируют.
Если человек, которому вы доверили свое авто, не хочет ни тратиться, ни писать, штраф придется оплатить владельцу.
|
Что будет, если не заплатить штраф
А ничего хорошего. Через 15 дней после конечного срока оплаты включается механизм принудительного взыскания задолженности.
- Открывается исполнительное производство, транспортное средство должника объявляется в розыск, - говорит Владимир Караваев. – Как только его обнаружит полиция, автомобиль транспортируют на штрафплощадку. Забрать можно будет поле оплаты задолженности и закрытия производства, а для этого придется идти в исполнительную службу, писать заявление, прилагать квитанцию, ждать, пока у инспектора службы дойдут до вашего дела руки… На все про все может уйти до двух недель.
А теперь посчитайте: сверх штрафа и начисленной на него пени придется платить за эвакуацию – от 730 до 1020 грн в зависимости от веса автомобиля, 144 грн за день пребывания на штрафплощадке в течение первой недели и по 24 грн – в течение второй.
То же самое ждет владельцев крымских, донецких номеров, которых не окажется по месту временной регистрации, если реализуют план отправки "писем счастья" через МинВОТ.
Как обжаловать траф за превышение скорости
Постановление о штрафе можно обжаловать в суде в течение 10 дней со дня получения копии. В этом случае производство приостанавливается до рассмотрения иска. Юристы считают, что судам здорово прибавится работы, поскольку нарушители устремятся к Фемиде не столько из жадности, сколько из принципа.
С одной стороны, необходимо приструнить лихачей, с другой – законы нужно писать так, чтобы они не оставляли возможностей для лазеек и разночтений.
- Автофиксацию уже запускали и отменили в связи с массовым обжалованием "писем счастья", - говорит редактор Информационно-правового портала "Советы юриста" Сергей Закутайло. - Законодательство не приведено в соответствие, очень много противоречий.
Юрист считает, что наложение штрафа в "автоматическом режиме" можно оспорить, ссылаясь на нарушение 61-й и 62-й статей Конституции, имеющей главенство над всеми другими законами. Первая статья гласит, что ответственность каждого носит индивидуальный характер, вторая – что пока вина человека не доказана, он перед законом чист. Презумпция невиновности, согласно решениям Европейского суда, распространяется как на уголовные преступления, так и на административные нарушения.
Адвокат Вадим Володарский считает, что апеллировать нужно к решению Конституционного суда от 22 декабря 2010 года, который признал неконституционными статью 14-1, где изначально была записана автоматическая видеофиксация нарушений. Депутаты хитростью обошли этот барьер – внесли в Админкодекс статью 14-2, где вместо "владельца автомобиля" вписали "лицо, на которое автомобиль зарегистрирован".
Но суть от этого не поменялась: человек не может отвечать за нарушение, которое совершил другой.
Собственно, и новую статью 14-2 КС сможет отменить, если пойдут жалобы.
Мнение эксперта
Аварийность не снизится, но на другие меры в Украине денег нет
До конца года МВД планирует установить до 700 комплексов автоматической фиксации по всей Украине. Хотя, по сути, как считают эксперты, их нужно больше 2000, да и те немного решат в проблемах аварийности.
Если кто помнит, до эпохи смартфонов были устройства для авто, которые предупреждали водителя о радарах в руках ГАИ. В наше продвинутое время появились специальные мобильные приложения, сигнализирующие о приближении камер фиксации. Опасность в том, что водители станут притормаживать перед камерой и набирать скорость, едва ее миновав. Именно в такие моменты и происходят основные ДТП.
- Такие страны, как Америка, Англия, Германия, иначе строят систему противодействия аварийности и нарушениям. В этой работе активно участвуют страховые компании, задействованы научные центры, институты по изучению разных причин аварийности. А у нас их только две: превышение скорости и не справился с управлением. Не учитывается ни плотность потока, ни качество дорожного полотна, ни состояние машин, которые не приходят техосмотр. То, что мы делаем сейчас – это по бедности, на все остальное денег нет.
В то же время эксперт отмечает, что камеры в Европе есть, и визуально их очень много.
- Они не спрятаны, все на виду, но полиция время от времени переставляет "глаза" по разным улицам, а самое главное, что используются муляжи, - говорит Василий Зайченко. – Водитель не знает, где попадет под прицел, где оригинал и где фальшивка. Так приучаются ездить по городу с ровной скоростью. В среднем это 50 километров в час.
У нас же пока ничто не мешает водителю-лихачу обогнуть проспекты с "контролерами" и гонять по второстепенным улочкам, сколько душе влезет.