На сайтах бесплатных объявлений действительно можно найти все. Вот, например, ищете дворец? Пожалуйста. В Житомирской области в селе Рогачи Ружинского района есть имение с историей под продажу – дворец Карницких. Об этом имении часто пишут на сайтах о путешествиях, преподнося его как туристическую жемчужину района. И действительно, даже покинутый людьми, разваливающийся на глазах дом в стиле классицизма хранит свой шарм и обаяние. Так как же судьба занесла его на ОLХ?
Дорожает на глазах
Сразу внесем ясность: покинуто людьми имение, конечно, условно, здесь никто не живет, да и давно не жил, зато владелец у поместья имеется. Объявление, о котором идет речь, опубликовали на ОLХ 17 мая. Автор – Оксана. Она просит за дворец 6 миллионов 750 тысяч гривен.
"180 км от Киева, дворянский особняк, здание прекрасно сохранилась, требует ремонта, огромная парковая территория 4,6 га", - сказано в тексте объявления.
Также указано, что здание одноэтажное, построенное по авторскому проекту до 1960 года, стены из кирпича, кровля из шифера, есть собственная котельная, а санузел раздельный. В графе "комфорт" указан лишь забор, а из коммуникаций – скважина и электричество. У поместья большой парк, рядом лес, холмы и озеро. Комнат – 13. Фотографий имения на сайте всего 4, на них можно рассмотреть фасад с колонами, а также план дома. Объявление просмотрели за эти 10 дней более 3,5 тысячи раз.
Звоним Оксане. Денег на покупку у нас, правда, нет, но усадьба очень заинтересовала.
- Да, дворянский особняк действительно продается, - подтвердила нам продавец, но услышав, что мы журналисты, разговор перевела в другое русло: - Давайте я пообщаюсь с нашими юристами, готовы ли мы давать информацию о продаже вашему изданию, потом с вами свяжусь (так и не связалась. - Прим. ред.).
После непродолжительного поиска узнаем: эту усадьбу уже продавали через сайт бесплатных объявлений минимум два раза – в 2013 и 2016 годах. В первый раз за особняк просили 850 тысяч долларов, или 6 млн 800 тысяч гривен на то время, во второй – 250 тысяч долларов, что по состоянию на август 2016 года составляло 6 млн 400 тысяч гривен. В этом же мае за усадьбу Карницких просили сперва 5 млн 400 тысяч, а через неделю подняли ставку на 1 млн и 350 тысяч – до 6 млн 750 тысяч гривен.
|
Не памятник, можно продать
С вопросами о знаменитом особняке мы отправились в Рогачевский сельский совет - может, там что-то знают о загадочных продавцах? Но и тут незадача - на протяжении всего дня трубку в местном органе власти так и не взяли. В 2016 году житомирские журналисты уже интересовались судьбой имения, но Николай Нестеренко, который на то время возглавлял Рогачи, и сам не знал, кто теперь главный в былом имении польских дворян.
"Это бывшая школа. Один мне из Киева звонил, просил уменьшить арендную плату за ту школу. Я говорю: мне 67 лет, я в той школе учился. Я бы этого человека, который к такому привел эту школу, расстрелял бы без суда и следствия. Так я ему сказал, и он перестал звонить. Она или продана, или в аренде, точно не могу сказать. Ту бывшую школу запустили, окна побили, двери нет, полы сорваны, стены стоят", - описал ситуацию председатель села изданию "".
Как имение, в котором при советской власти учили детей до 8-го класса, а в 90-х опустевшее ( храм науки переселили в другое место), стало частной собственностью, а не получило статус памятника архитектуры, неизвестно, но продавать его собственник имеет полное право любому, кто заплатит, - с этим не поспоришь. И вопрос, мол, а как же историческое и архитектурное значение дворца, в условиях рыночных отношений - не аргумент.
|
Еще сезон дождей - и все будет падать
Когда усадьба в Рогачах попала на сайт объявлений, общественники вновь подняли вопрос о том, как, мягко скажем, не рачительно в Украине относятся к историческому наследию. Алла Юр-Харидинян просит не называть ее активисткой, скорее она исследователь истории дворца. Девушка была на территории усадьбы буквально на прошлой неделе - на фоне былого дворца дизайнер Юлия Псарева снимала рекламную кампанию своей новой коллекции. Место выбрали не просто так, Алла говорит, что сотни подобных уникальных объектов каждый год попросту исчезают, хотя могут быть местами для отдыха, туризма и культурных мероприятий.
|
- Катаюсь туда часто, вожу людей на экскурсии, рассказываю историю, иногда даже мусор собираю на поляне у входа. Охраны нет. Все пустует, там местная молодежь тусит, все уродуют надписями, жгут костры на деревянных полах. Прохудилась крыша, все течет внутрь, падают потолки с лепниной, гниют половицы. Есть трещины по фасаду, но поправимые... пока, но еще сезон дождей - и все будет падать. Местные вынесли оттуда все, уже даже балки тащат старые, - Алла показывает фото одной из таких балок, брошенной на ступеньках. - Объект уникальный, и просто гибнет на глазах.
|
Алла показывает кадастровую карту – судя по ней, 460 соток земли парка у имения все еще государственные, хоть в объявлении о продаже пишут и о них.
- Дворец не продадут за эту цену, он скорее рухнет, - продолжает Алла. - Проблема продажи еще и в том, что, заплатив миллионы за покупку, туда нужно еще вкладывать и вкладывать. Диалог с продавцом очень важен, есть фонды, которые помогают собственникам подобных объектов. Можно и сбор средств открыть под конкретный объект, но опять же – нужен диалог. А тут тайна, покрытая мраком. В какие двери стучать?
|
СПРАВКА "КП"
Дворец Карницких в селе Рогачи на Житомирщине построен в 1908 году. Хозяин имения поляк Венчислав Карницкий пригласил киевского архитектора Кароля Иваницкого, чтобы тот создал проект усадьбы. Одноэтажное здание в стиле классицизма украсили шестью колоннами, вход в него открывала массивная дубовая дверь. В доме вестибюль с мраморной лестницей, на потолках штукатурка и лепнина, на полу – искусно выложенные квадраты светлого и темного паркета. При Карницких дворец был обставлен богато и со вкусом, но за годы революции и войн все великолепие и богатство было утрачено. С приходом советской власти усадьбу национализировали, в советские времена тут была школа, которая работала вплоть до 1995 года.
|
ДРУГОЙ ВЗГЛЯД
Из воспоминаний Стефании Подгорской (последней хозяйки усадьбы). Перевод с польского.
"Это было тогда, когда черемухи цвели. Бор шумел молодой листвой, пах весенней влажностью. Мы шли среди сочной зелени и разлитого голубого неба, счастливые от красоты мира и нашей молодости. Мы спешили в сторону луга, где паслось арабское стадо, любимое место наших прогулок и переживаний.
Рассвет был ранним. Выкупались в ночной росе лесные цветы, умылись ландыши из придорожного бора. Стрекотали полевые кузнечики. Была чудесная весна, что к жизни побуждает все, разрывая мокрое лоно земли. Проснулись жуки, розовые дождевые черви, засуетились муравейники, гудел косматый шмель, пролетали мухи. В лесном покрове шумным говором перекликались птицы, все громче, все вместе, занятые строительством гнезд и новой жизни. Шустро мелькали иволги и зяблики, дрозд исполнил в воздух свой прекрасный альт.
Среди срезанных деревьев перед нами явился белый дворец, освещенный восходящим солнцем. Окрашенный утренним сиянием он был прекрасен. У него была классическая колоннада, тщательно продуманные карнизы и обрамления окон, стены с рустами. Резная безделушка, новая и инкрустированная. Он смотрел окнами на свою деревню, разбросанную среди цветущих садов, на спящий пруд и дорогу, с севера он прислонился к стене древних елей, так что казался еще белее и блестел сверху ярким сиянием оцинкованной крыши.
Это дворец в Рогачах - мой дом. А то, что вокруг него - этот лес, эти поля - моя Родина. Я люблю ее так сильно, что порой ощущаю сладкую боль, так, что мое сердце вот-вот выскочит из груди" - цитирует Стефанию Подгорскую .
Читайте также
Все на дачу – музицировать и кататься на лодках. Перенимаем опыт киевлян начала ХХ века
Загородные поселки у водоемов и в лесной чаще – сюда перемещалась активная жизнь горожан на жаркие три месяца.