На этой неделе правительство представило программу стимулирования экономики для преодоления последствий COVID-109 "Экономическое восстановление". В ней будет заложен принцип приоритета отечественного производителя, который платит налоги и создает рабочие места в Украине. Правда, до сих пор никто не видел конкретных законопроектов, поэтому комментировать эффективность правительственных инициатив сложно.
Что сказал премьер
В среду 27 мая правительство презентовало программу "Экономическое восстановление", которая пока что разработана в черновом варианте и выносится на публичное обсуждение.
Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что данный документ начал готовиться сразу после объявления карантина, работа над ним шла в течение 6 недель, к участию в работе над стратегией было привлечено более 90 лучших аналитических центров страны, десятки бизнес-ассоциаций, отдельных компаний, в том числе представителей малого и среднего бизнеса.
"Красной линией, которая проходит через всю программу и является частью каждого элемента стратегии, стал принцип приоритета украинского производителя, который платит налоги и создает рабочие места в Украине. Локализация, здоровый экономический национализм – это сегодня приоритет для многих стран, и мы будем двигаться в этом направлении", - сказал Шмыгаль.
Он отметил, что одна из частей программы так и называется "Защита украинских товаров, работ и услуг от их импортных альтернатив".
"Для нас прописная истина, что когда есть два одинаковых производителя, например, вагонов и автобусов, то приоритет должен быть у заводов, где работают украинцы и который находится в Украине. Это не означает, что мы будем бросаться в крайности, однако отныне Украина будет использовать весь спектр инструментов Всемирной торговой организации и Генерального соглашения по тарифам и торговле для защиты наших предприятий", - подчеркнул Шмыгаль.
При этом эксперты говорят, что по программе правительства, которая предусматривает более 200 пунктов, сложно оценить эффективность. Пока нет конкретных законопроектов, эту программу можно рассматривать лишь как декларацию о намерениях. И конечный результат может не совпадать с тем, о чем говорилось в презентации.
- Я сомневаюсь, что программа на 230 пунктов будет эффективной, - говорит экономист Александр Охрименко. – Такое большое число мероприятий, которое предлагает правительство, может говорить о том, что настоящие проблемы просто заболтают. Реально делается все по-другому – составляется программ из 5-6 пунктов с конкретные цифрами и фактами. Такой подход может сработать. А если предложений много, то часть из них точно потеряет смысл.
Не первая попытка лоббирования
За времена независимости это уже не первая попытка поддержать национального производителя на государственном уровне. Многие годы существовала, например, политика поддержки украинского автопрома. Тогда заградительная пошлина на весь импортный автопром составляла 25%. В итоге, автомобили, произведенные в Украине, имели конкурентные преимущества перед зарубежными аналогами лишь по цене.
К сожалению, такая политика не привела к тому, что в нашу страну массово пришли производители с мировыми именами. Все оказалось проще, АвтоЗАЗ повысил цены на свои модели до такого уровня, чтобы они были немного дешевле зарубежных аналогов и не стесняясь десятилетиями производил одни и те же модели. По стране до сих пор бегают десятки тысяч "ланосов", произведенных в тот период. Однако, как только заградительные пошлины начали снижать, то украинский производитель не смог конкурировать с зарубежным.
В 2017 году еще одну попытку протекционизма попытались внедрить депутаты Радикальной партии. Законопроект 7206 под названием "Покупай украинское" предлагал ввести обязательный учет критерия местной составляющей с весом не менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок. Причем список таких товаров должен был определять Кабмин. А местная составляющая будет рассчитываться по специальной формуле. То есть, если на тендер попадет два похожих товара, то при одинаковых ценах или даже более высокой цене украинского товара должны будут купить его. До кризиса этот документ не прошел, сейчас возможно, в правительстве разработают нечто похожее.
Недавно Владимир Зеленский заявил о том, что мечтает о создании национальной авиакомпании, которая летала бы на украинских самолетах, но эксперты раскритиковали эту идею.
Зарубежные партнеры против
Идеи протекционизма со стороны правительства могут натолкнуться на непонимание наших зарубежных партнеров. Как известно, многие экономические решения в Украине принимаются лишь после одобрения Запада. И буквально несколько часов после анонса программы правительства, западные партнеры высказали свое неудовольствие.
"У меня есть большие сомнения, как ваши западные соседи в ЕС будут реагировать на явные механизмы поддержки отечественного производителя и протекционизм, который приобретает большие обороты и стимулирует нежелание приобретать импортные товары, - заявил профессор Колумбийского университета Виллем Буитер.- Я скептически настроен относительно того, что этот набор мер и стимуляционных инициатив может действительно снизить безработицу, активизировать экономику и выведет все рынки из ситуации, в которой они чувствуют себя в холодном поту.
Когда такие меры применяет его собственная страна, у профессора это не вызывает никакого скептицизма. Как бы там ни было, а, скорее всего, такая же позиция будет и у международных кредиторов, от которых Украина пытается получить кредиты на преодоление кризиса в экономике.
Плюсы и минусы поддержки своих
Как говорят эксперты, протекционизм и ценовые войны – это экономический тренд последних лет. Вспомните, сколько времени американский президент Дональд Трамп уделял вопросу повышения пошлин на китайские товары. После их введения сразу же подорожали недорогие китайские товары и от этого больше всего пострадали не самые богатые жители США.
Для иллюстрации могу привести один из примеров. Как-то в США в сувенирном магазине я увидел две висящие рядом банданы – платки с различными принтами, которые надевают на голову или на шею. На одной из них была цена 0,99 доллара, а на второй – 7,99 долларов. Я потратил несколько минут, чтобы найти отличие. Оно оказалось на ярлычке – на второй было гордо написано Made in USA.
Этот пример я привожу лишь в качестве иллюстрации, насколько один и тот же товар, произведенный в разных странах, может отличаться по стоимости. Естественно, что после введения заградительных пошлин, более дешевые товары подорожают.
Для государства более высокая цена товара – это хорошо. Оно сможет собрать больше налогов в бюджет. Плюс локализация производства дает создание рабочих мест, препятствует выводу капиталов за рубеж и так далее.
С другой стороны, у политики протекционизма есть и множество минусов. Во-первых, она может нарушать Соглашения об ассоциации и ВТО. Если правительство введет дополнительные налоги на импорт у нас, то против продукции нашего экспорта в других странах введут симметричные налоги.
Во-вторых, покупка более дорогого украинского товара по сравнению с его импортным аналогом при госзакупках может создать большую дополнительную нагрузку на бюджет. То есть, вместо того, чтобы больше платить медикам, учителям и пенсионерам, придется больше отстегивать украинскому бизнесу, который пробился к госзакупкам. Как показывает практика, обычно, это представители крупного бизнеса, которые тем или иным способом могут простимулировать чиновников покупать именно их товары.
Так же эксперты говорят, что, если список отраслей, где госзакупки будут проходить по принципу – "покупай украинское", будет регулировать правительство, это может привести к коррупционным рискам и неравенству субъектов ведения бизнеса.
- Вопрос по антикризисным мерам и поддержки секторов экономики наиболее оптимально можно решить следующим образом: предоставить лучшие равные условия всем секторам, создать конкурентную среду, упростить администрирование и регуляторные барьеры, - говорят аналитики Экономической экспертной платформы.
Противники протекционизма говорят, что в случае предоставления тарифных привилегий, у отечественных производителей может пропасть стимул конкурировать с импортными аналогами и мы снова получим условный "Ланос" по цене "Мерседеса".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как коронавирус заставит полюбить отечественного производителя
Эксперты говорят, что государства будут проводить политику экономической национализации.