"Минск" снова зашел в тупик

В переговорном процессе опять начал звучать язык ультиматумов и угроз.

Фото: Eastnews

Мировая пандемия коронавируса отодвинула на второй план тему урегулирования кризиса на Донбассе. Ориентировочно в апреле должна была пройти очередная встреча "нормандской четверки", но пик COVID-19 все отменил. Но это не значит, что на переговорах могли быть приняты какие-то важные соглашения. Хотя бы потому, что Киев и Москва продолжают находится на диаметрально противоположенных позициях.

Либо санкции, либо…

На онлайн заседании Совбеза ООН о защите гражданских лиц в вооруженных конфликтах, прошедшем 27 мая, российская сторона напрямую дала понять, что что без снятия санкций с России прекращения огня на Донбассе не будет. Заместитель постоянного представителя России при ООН Геннадий Кузьмин заявил, что призыв к перемирию "неполный" в отрыве от призыва к снятию санкций. И что международное сотрудничество и солидарность не могут носить инклюзивный и исчерпывающий характер, пока действуют односторонние санкции. Представители Украины ответили на это заявление не менее категорично.

"Российская делегация откровенно заявляет на заседании Совбеза ООН, что без снятия санкций не будет глобального прекращения огня. Ранее мы слышали только то, что санкции мешают гуманитарной помощи для борьбы с COVID-19. Не помогло, поэтому решили вернуться к старым практикам - шантажу", -   на своей странице в Фейсбуке спикер постоянного представительства Украины при ООН Олег Николенко. 

Тем временем представитель России в Трехсторонней контактной группе в Минске Борис Грызлов после ее заседания 27 мая намекнул  на "непредвиденные последствия" для Украины. "Киев снова заявил, что хочет получить полный контроль над границей в Донбассе до политического урегулирования. То есть до определения особого статуса территорий Донбасса, амнистии и проведения выборов. Любые попытки Киева изменить минские договоренности, в том числе в части очередности выполнения мер, могут привести к непоправимым последствиям", - сказал Грызлов.

Почему "снова", не совсем понятно. Ведь Украина всегда придерживалась позиции первоочередного выполнения вопросов безопасности: "никаких выборов под дулами автоматов". И в этом ее всегда поддерживал и сейчас поддерживает Запад.

Будут проблемы

Канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что санкции в отношении России нужно сохранить. "Если не будет прогресса в Минском процессе, то нам нужно будет придерживаться санкций. С другой стороны, председательство в ЕС (Германии – ред.) дает нам возможность придать новые импульсы отношениям", - заявила она на форуме Фонда Конрада Аденауэра 27 мая.

Впрочем, Меркель тут же заявила, что ожидает, что Россия и в дальнейшем будет создавать всем проблемы.

"Основой для переговоров может быть только понимание того, что в международных отношениях идет не о праве сильнейших, а о силе права. Россия неоднократно нарушала этот канон ценностей и правил. Россия создала пояс нерешенных конфликтов в своей непосредственной близости и аннексировала украинский полуостров Крым в нарушение международного права. Россия, несомненно, доставит нам хлопот во время председательства в Совете ЕС", – сказала канцлер Германии.

Переговорный процесс откатился на старые позиции

Если свести все эти заявление воедино, то какие вырисовываются перспективы?

Первое. Переговорный процесс откатился на старые позиции времен Петра Порошенко. Как и при нем, Украина настаивает на первоочередном выполнении тех пунктов Минских соглашений, которые касаются вопросов безопасности. Это прекращение огня, вывод незаконных вооруженных формирований с территории Донбасса и возврат Киеву контроля над границей. Москва же требует сначала проведения выборов и представления особого статуса Донбассу.

-Ультиматумы Москвы вызваны обострением внутриполитической ситуации в России (пандемия, последствия санкций и т.д.). Для нее критически важно снять санкции, поэтому Россия будет сильнее давить на Украину. Сейчас уже нет смысла сохранять лицо, поэтому пошли угрозы, эскалация ситуации в ОРДЛО. Шансы на достижение каких-то решений по Минску уменьшаются, - рассказал "КП в Украине" политолог  Олег Саакян.

Второе. Пандемия коронавируса может повлиять на помощь западных союзников Украине. Европейские и американские партнеры будут заняты своими внутренними проблемами. Меркель заявила, что намерена придать новый импульс переговорному процессу, но в тоже время в Германии наблюдается катастрофическая рецессия экономики. Не забудут ли европейские партнеры о Донбассе?

- Как бы ни старалась российская дипломатия, но Запад стратегически никогда не примет сторону РФ в конфликте на Донбассе из-за чисто прагматических соображений. США столько вложили в Украину, что бросать ее уже просто не выгодно. Европа еще больше понимает опасность усиления России, и Меркель никогда не пойдет на отмену санкций. Недаром после того, как на одном из последних саммитов НАТО Трамп сказал, что если европейцы не хотят, чтобы было как в Украине, то нужно увеличить взносы в Альянс, европейцы мгновенно раскошелились, - рассказал "КП в Украине" эксперт по безопасности Олег Жданов.

Третье. Зеленский теряет время. Он пообещал в течение года прекратить войну на Донбассе. Не вышло. Обещание остается, а как его будут выполнять совсем непонятно.

- Зеленский создал себе образ миротворца и теперь его Россия берет, что называется, "на слабо". Мол, он же говорил, что хочет мира любой ценой. "Любой", значит должен идти на все уступки ради этого. Но Зеленский понимает опасность уступок. Одно дело, когда он обещал мир год назад, имея условное понятие о ситуации, а другое, когда он стал главой государства и вошел в тему. Он сейчас стоит на более государственнических позициях чем раньше. Хотя время работает и против России, так как санкции и пандемия очень сильно вредят ее экономике. Поэтому у Москвы остался последний рычаг влияния на Киев – эскалация на Донбассе и дипломатическое давление, - предполагает  политолог Алексей Голобуцкий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Прекрасные идеи президента о мире на Донбассе разбились о камень реальности