Все началось с поста актрисы Оксаны Черкашиной и полученного ею предложения поучаствовать в новом проекте театрального продюсера и режиссера Вячеслава Жилы, где нужно "облизать фаллоимитатор за 500 грн" или "имитировать секс за 1000 грн". Актрису возмутили подобные формулировки. После чего театральное сообщество подняло волну обсуждения.
Что случилось?
18 мая актрисе Оксане Черкашиной предложили поучаствовать в новом проекте худрука киевского драматического театра "Актер" Вячеслава Жилы.
"Принцип такой: вам дают задания, и вы участвуете в zoom-конференции (популярный видеомессенджер), это триллер. Одна из персонажей должна облизать фаллоимитатор – 500 грн. Другая снимает лифчик – 1000 грн. Еще одна имитирует секс с партнером - снятый лифчик – 1000 грн", - такое сообщение получила Оксана. Предложение сняться в новом проекте актрисе отправил не сам Вячеслав Жила, а кто-то из знакомых, с кем режиссер обговаривал детали проекта.
Оксану Черкашину возмутили формулировки, больше похожие на обсуждение секс-услуг, чем актерские задачи, она выложила переписку в Facebookи назвала предложения Славы Жилы насилием по отношению к актерам.
"Насилие в театре случается каждый день. Те, у кого власть, постоянно ею пользуются: от сексуального, физического и эмоционального насилия до таких странных предложений. У меня много друзей и подруг, которые пережили похожий опыт, но просто боятся озвучить его из-за страха потерять работу", - написала актриса.
После того как пост появился в Facebook, театральное сообщество разделилось на два лагеря. Одни поддержали актрису, организовав флешмоб "Мое тело - мое дело" и создав группу "Насилие в театре", где делились похожим негативным опытом.
Другие остались на стороне Вячеслава Жилы, придерживаясь мнения, что "слова режиссера вырваны из контекста".
- Продолжение дискуссии есть, - отмечает Оксана Черкашина в комментарии "КП" в Украине". - Например, основатель "Дикого театра" Ярослава Кравченко и специалист по театроведению Ирина Чужинова разработали анонимную анкету, чтобы узнать, действительно ли есть насилие в театре. Появился текст певицы и в прошлом актрисы Марьяны Садовской, где она описывает свой травматический опыт во время работы в театре "Гардженице" в Польше. В эфире "Шляфрок диалогов" Розы Саркисян были подняты такие темы, как "Работа с конфликтами в театре" и "Театр и иерархии насилия". То есть дискуссия началась, но насколько она будет продуктивной и результативной - это вопрос времени, на мой взгляд. Я лично не считаю, что лучший путь - это радикальный путь, где слышны только обвинения или дискредитация самой темы. Могу себе представить и понимаю, как может быть трудно идентифицировать насилие и признать, что твои границы были нарушены. Тем не менее, с этим вопросом украинский театр, театральное сообщество, встретившись, начали работать. И, конечно, есть те, кто не воспринял тему всерьез.
|
Тема насилия важная
Через несколько дней после случившегося Слава Жила опубликовал в , где извинился перед актрисой за некорректные формулировки и подчеркнул, что лично сам не обращался к ней и никого об этом не просил.
|
"Все переговоры с актерами я проводил лично. Сначала уточнял, готовы ли они принимать участие в сценах 18+. Только после их согласия я рассказывал детали, писал, в чем задача, что нужно делать в кадре и какой гонорар. Фразы на скриншоте в переписке выглядят грубыми. И я хочу извиниться за форму, в которой я объяснял детали участия в проекте. Она недопустимая, и впредь я буду более осторожным с формулировками, даже если речь идет о приватных обсуждениях", - написал режиссер у себя в Facebook.
По словам Вячеслава Жилы, идея его новой постановки "Мистер Баттерфляй" - отобразить реальность онлайн-жизни в zoom и поднять важные социальные вопросы: сексизма, насилия, дегуманизации общества.
- Тема насилия в театре действительно важная, - отмечает в разговоре с "КП" в Украине" Вячеслав Жила. - Она назрела не только на театральных просторах, но и в обществе в целом. Вокруг нас война, и это не может не влиять на людей и особенно искусство. Но, на мой взгляд, насилия как такового в театре нет, потому что мы бы уже знали об этих случаях так же, как мы узнали о моей переписке, вырванной из контекста. Поэтому чаще это предвзятое мнение о присутствии явления "насилия" в театре как такового. Безусловно, на меня повлияла эта ситуация. Я ощущаю прессинг со стороны не только театралов, но и экс-министра Ульяны Супрун. (Ульяна Супрун опубликовала у себя на странице возмущенный о том, что "украинский театр – это территория распространения и толерантности к сексизму и предубежденного отношения к женщинам", в котором обвинила и худрука театра, и представителей КГГА, которые саркастически прокомментировали ситуацию. – Ред.) Это переросло в настоящий буллинг. Я держусь, хотя и стал плохо спать ночами. Сам конфликт поднял вопросы, которые поднимаются в постановке "Мистер Баттерфляй". Так что его можно рассматривать как анонс или увертюру к zoom-спектаклю.
МНЕНИЕ
Мирослав Слабошпицкий, кинорежиссер:
- Когда возникает проблема - индустрия должна реагировать. В этом смысле стоит обратить внимание на опыт США. Например, Гильдия киноактеров год назад после долгой истории с Харви Вайнштейном и движением #me too инициировала должность человека, который регулирует подобные истории на площадке, заключает договоры с актерами во избежание неприятностей. Потому что, когда дело доходит до эротических сцен, импровизировать нельзя, актеры с самого начала должны быть в курсе всех сюжетных поворотов, это обязательно должно быть информированное согласие.
Что касается сексизма в профессии. Одна из моих любимых украинских режиссеров - Кира Муратова. Она, кстати, защищала мой фильм "Племя" от реакционных нападок Союза кинематографистов. Лично я не делю людей по признакам пола, религии, цвета кожи. Для меня важно, что ты делаешь. А женщина ты или мужчина, мне совершенно все равно. В мире сейчас идет значительный рост количества женщин-режиссеров, для этого многое делается. Потому что есть такой тренд.
Ольга Сумская, заслуженная артистка Украины:
- Мы с Вячеславом (Жилой) много лет работаем в нескольких спектаклях: "Медведь и предложение", "Любовь-морковь". И очень странно, что он сделал такой уклон в эротику. Возможно, из-за карантина режиссер ищет новые пути и финансовые интересы. Конечно, существуют рамки, переступать которые неэтично. Актеры всегда могут пресечь подобное, если какие-то предложения граничат со вседозволенностью, пошлостью, и не соглашаться. Это их право. В этой ситуации режиссер сообщил о том, что в постановке будет эротика, но выбрал не те формулировки. Мне кажется, стоило сказать ему лично, что это неприемлемо.