"Ослик за морковкой"
Новая кредитная программа для Украины на 5 млрд долларов, рассчитанная на 18 месяцев, может быть утверждена буквально на днях. После этого Украина получит первый транш кредита, который пойдет на пополнение бюджета - 1,9 млрд долларов. А вот для получения следующих траншей Украина снова должна будет выполнить ряд условий – так называемых "структурных маяков".
Как нетрудно заметить, возникает довольно странная ситуация. Ведь несколько месяцев кряду нам говорили о том, что для получения транша есть только два препятствия – закон о рынке земли и закон, запрещающий возврат национализированных банков бывшим владельцам, который для простоты часто называют "антиколомойским". И вот теперь после того, как эти два препятствия преодолены, остается еще как минимум пять. Просто удивительная арифметика!
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что для наших читателей ничего неожиданного не произошло. О том, что МВФ будет выдвигать все новые и новые требования, "КП" в Украине" писала еще 15 мая. В частности, говоря о сотрудничестве с фондом, экономист Владислав Банков в комментарии "КП" в Украине" говорил, что причинно-следственная связь "антиколомойский закон равен кредиту МВФ" слишком надумана.
- Как и любое некомпетентное правительство в любой другой стране третьего мира, правительство Шмыгаля уподобляется ослу, который бежит за привязанной перед ним морковкой, - привел тогда наглядное сравнение Банков. - Будут новые и новые требования, вплоть до того момента, пока "хозяева" не увидят, что в погоне за морковкой ослик вот-вот сдохнет. Вот тогда его и покормят, то есть в нашем случае дадут кредит.
Чем больше просим кредитов - тем больше фантазии в требованиях
Итак, перед Украиной стоит новый пакет маяков, который касается пяти сфер. Для получения второго транша нашей стране надо будет изменить устав "Нафтогаза", дабы усилить независимость этой компании от государства, и упростить процедуру смены поставщиков газа (энергетическая сфера), внести изменения в закон о банках (финансовая сфера), изменить процедуру конкурсного отбора членов Высшего совета правосудия (судебная сфера), разработать механизм, который бы позволил с 2021 года Государственной налоговой службе и Государственной таможенной службе работать как единым юрлицам (фискальная сфера), и провести аудит средств госбюджета, потраченных на борьбу с COVID-19 (медицинская сфера).
Эксперты говорят, что эти требования выполнить не так уж сложно. Вопрос в другом, точнее, этих вопросов минимум два. Как мы уже неоднократно писали, никаких "требований МВФ" на самом деле не существует: Украина самостоятельно берет на себя определенные обязательства, а кредитор впоследствии лишь требует их выполнения, что вполне логично. Так почему эти требования постоянно меняются, множатся и откуда они вообще берутся?
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко уверен, что разговоры о "новых требованиях МВФ будут вестись постоянно, поскольку украинские власти приспособились использовать МВФ как "мальчика для битья".
- Оказалось, что проще всего все непопулярные решения власти списывать на МВФ, - отметил эксперт в комментарии "КП" в Украине". – Довольно часто во время переговоров с МВФ не представители фонда, а представители украинского Кабмина предлагают разного рода "новые требования", которые выгодны прежде всего им самим, а не международному кредитору. Вот и сейчас требования к "Нафтогазу" выгодны больше Коболеву, чем МВФ, а требования к банкам выгодны, в первую очередь, руководству НБУ.
Эксперт института Growford Алексей Кущ добавляет: дело в том, что озвучить все требования сразу невозможно, ведь обе стороны по ходу дела креативят, как могут.
- Украина сотрудничает с МВФ долгие годы, и, чтобы требования с каждым разом не повторялись, обеим сторонам приходится напрягать фантазию, - поясняет Алексей Кущ. - Для стран, которые обращаются за помощью фонда редко, "меню требований" не так уж велико и известно сразу. Но в случае с Украиной программа каждый раз требует того, чтобы ее разнообразили – чтобы это был не постоянный "день сурка", а хотя бы видимость поступательного движения вперед. Процесс это гибкий, и поскольку новые идеи возникают постоянно, никто не в состоянии их озвучить сразу. Но зато возникает иллюзия эволюции.
"Это практически бесконечно"
Учитывая, что условия кредитования могут и дальше "корректироваться" по ходу реализации программы, возникает вполне закономерный вопрос: доколе?!
По мнению экономиста Владислава Банкова, слышать о тех или иных требованиях МВФ мы будем до тех пор, пока будет продолжаться сотрудничество с фондом. То есть, говорит эксперт, в наших условиях - практически бесконечно. Это связано с тем, что данное взаимодействие позволяет любой власти оправдывать самые непопулярные, бессмысленные, а порой и просто вредительские по отношению к гражданам и экономике решения, не забывая дополнять их личным профитом, как это было в случае с командой прошлого президента.
- Глядя, как чиновники радуются началу новой кредитной программы, я вспомнил корейский фильм "Дефолт", посвященный азиатскому кризису 1997-го и программе сотрудничества Южной Кореи с МВФ, - говорит Алексей Кущ. - Для корейцев день подписания меморандума стал днем национального позора, тогда как для наших чиновников он грозит превратиться в очередной официальный праздник. Поэтому, наверное, не сам кредит МВФ является "злом" или "добром", ведь в случае с Южной Кореей все получилось: страна вошла в мировой топ-10 и создала инновационную экономику творческого типа. Все дело в отношении к кредиту МВФ. Если страна воспринимает его как позор, у нее есть сильная мотивация вырваться из этой кабалы и доказать свою состоятельность. Если же относиться к очередному траншу как к победе, то и желания совсем другие: чтобы такие "победы" не заканчивались.
По словам эксперта, за время сотрудничества с фондом Украина заплатила ему только в виде процентов 3,4 млрд долларов – это больше, чем показатель прямых иностранных инвестиций за прошлый год. С каждым годом соотношение привлеченных выплат по кредитам фонда к объему инвестиций ухудшается, а инвестиционная привлекательность замещается кредитной зависимостью.
- Все это может закончиться только со сменой политических элит и изменениями во внутренней политике, - говорит Алексей Кущ. – В пример можно привести войну, которая изначально была исключительно внешним фактором и предметом нашей внешней политики. Но по мере того, как этот вопрос начал использоваться в целях внутренней политики, возможности мирного урегулирования резко снизились, и сегодня он приобрел максимальную политическую токсичность. То есть для любой последующей власти решить эту проблему все сложнее и сложнее. То же самое сегодня происходит с МВФ: обычный финансовый инструмент превратился в инструмент внутренней политики. Политики постоянно ссылаются на этот кредит, делают его элементом предвыборных программ и отчетов перед избирателями. В результате вместо того, чтобы быть финансовым и экономическим инструментом, который заканчивается, когда в нем отпадает необходимость, кредит МВФ стал политическим инструментом, который не заканчивается никогда.
Читайте также
Экономисты о заявлении Зеленского: Зарплата 5 тысяч гривен – это уровень пассивного рабства
"КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, как президент проделал путь от предвыборных обещаний о "конце эпохи бедности" до утверждения, что зарплата в 5-6 тысяч грн - это не показатель бедности.