Прошло уже несколько дней с пресс-конференции Владимира Зеленского, а ее до сих пор продолжают обсуждать. Ведь, если на одни вопросы президент отвечал просто и смело, на другие – уклончиво и не очень уверенно. А иногда его становилось даже жаль - как мальчика, которому не с кем играть. На кадровый голод в стране Зеленский жаловался несколько раз. Дескать, хотели новые лица – я их привел, а вам не нравятся. Министрами перебираете, а их сейчас коврижками не заманишь.
С тем, что сегодня на мизерный оклад трудно найти дворника или слесаря, согласиться не сложно. Но чтобы был дефицит желающих идти в министры - это выше понимания простого человека.
"Я не могу найти много людей, которые были бы и профессиональными, и чистыми", - разоткровенничался президент. Может быть, у него требования слишком высоки? Или Зеленский стал заложником типичной ситуации, когда хотели как лучше, а получилось как всегда? Давайте посмотрим, что происходит.
Порылись немного, но не перекопали
Начнем с того, что запрос на новые лица действительно есть. И гораздо более сильный, чем мы сами себе отдавали в этом отчет. Те, кто проголосовал за Зеленского, действовали "на авось", потому что устали высчитывать и подсчитывать.
В электорате актера оказались и предприниматели, и фермеры, и военные, и финансисты, и представители гуманитарных профессий, и другие уважаемые граждане нашей страны. Людям свойственно жить надеждой на чудо, иначе они умрут.
Новую Раду и новый состав правительства тоже восприняли с пониманием. В конце концов киношный Василий Голобородько, остающийся в подсознании публики, тоже раздавал ключевые должности своим родственникам и друзьям. Но если бы в жизни все решалось так весело, как в кино, молодому премьеру Гончаруку рукоплескали бы, разъезжай он по Кабмину хоть на самокате, хоть на роликах, хоть на пони.
А так спроси у кого на улице, тот и не вспомнит, чем занималось пять с небольшим месяцев молодое правительство молодого юриста.
В государственном масштабе это выглядит куда глубже, и размер не сделанного гораздо шире, но итог один – ни власти, ни людям "мальчики" не оказались полезными. И сегодняшний кризис в государственном управлении многие эксперты связывают с законом, который был принят по инициативе правительства Гончарука.
- Лозунги о том, что нам нужны новые лица, и не дай бог, у них будет хоть месяц государственной службы, привели к тому, что Рада одобрила закон о перезагрузке власти, - отмечает народный депутат Алена Шкрум. – Этот документ позволяет увольнять министров по политическим мотивам, несмотря на опыт и способности, и набирать новых без опыта. Возможно, это то, чего и ожидала тогда страна, но принести положительные результаты такая кадровая политика не могла. Государственная служба – это не кастинг на сериал. Тут нельзя выбирать по принципу: публике понравится такой актер. Человек, способный взять на себя ответственность за государственные решения, обычно производит другое впечатление – он жесткий, без юмора и оригинальностей в поведении.
Вы на конкурс? А идите-ка лесом…
Но если быть честными, то вымывание профессионалов из государственного управления началось гораздо раньше - с принятия закона о люстрации. При этом процесс попадания в руководящий кабинет по-прежнему остается мутным.
- Пять лет назад мы приняли закон о проведения конкурса на госслужбу и разработали, как мне кажется, неплохой механизм. Тогда в Украину из-за рубежа вернулись многие люди, готовые даже за бесплатно поднимать страну, - говорит Алена Шкрум. – Но независимость этих конкурсов пошатнулась. Сейчас даже самый умный, самый талантливый человек, который сдал все тесты, не может быть уверен, что попадет в топ-5 претендентов на ответственную должность, что не будет сбит конкурентами, которые тестов в глаза не видели. А президент и премьер должны были бы представить такие гарантии.
В пример сказанному можно привести эксперимент, который провел на себе известный банкир и политик Василий Горбаль. Кстати, сделал он это в ответ на апрельское заявление Зеленского о нехватке кадров (тема, которую мылил на пресс-конференции президент, отнюдь для него не нова).
Горбаль решил поучаствовать в конкурсе на главу Госаудита. Приложил максимум усилий, чтобы быстро собрать нужные документы, потому что срок подачи заявки весьма ограничен. Успел! А дальше – как в анекдоте: ответ из Минфина пришел через три минуты после того, как там "обработали" заявление. Экс-народный депутат, экс-губернатор, член Совета Нацбанка, советник секретаря СНБО был признан негодным для участия в конкурсе на основе… отсутствия необходимого опыта. Времени на подготовку отказа понадобилось в разы меньше, чем потребовалось бы на изучение представленных Горбалем документов.
Не романтики, а прагматики
Нынче после провала новых лиц в государстве снова возник запрос на старые, использованные при Порошенко, Януковиче или Ющенко. А тут для Зеленского новая засада: "Какого мы бы человека ни взяли, на следующий день СМИ пишут, что это либо человек Ахметова, либо Коломойского, либо Пинчука". Это президент о своих метаниях в поисках независимых энергетиков.
- Доля правды в этом есть, - констатирует политтехнолог Тарас Загородний. – И в Украине, и во всем мире вменяемые менеджеры связаны с ведущими финансовыми группами, работали или работают на интересы промышленных концернов. Секрет в том, как обратить этих менеджеров на интересы государства, какую найти мотивацию. Совсем не обязательно материальную.
Наивно думать, что провальную отрасль может поднять бедный, чистоплотный романтик, который вчера писал утопию, а сегодня получит возможность вдохнуть в нее жизнь. В идеале министр - это чистый прагматик, человек как минимум за 35, а лучше за 40 лет, который уже набил пухлую финансовую подушку, отработал пару больших проектов, но не полностью реализовал свои амбиции.
Нужен контроль
Согласитесь: войти в историю как личность, изменившая судьбу страны, или хотя бы ее энергетическую судьбу и роль на мировой арене - вполне достойная перспектива. Но что увидит для себя такой сложившийся в жизни прагматик?
Во-первых, полную зависимость от переменчивой политики, которая сама мечется от олигарха к олигарху. Во-вторых, никаких гарантий, что ему позволят набрать свою команду ведущих менеджеров, а не приведут людей по фиктивному конкурсу. В-третьих, когда он представит свой политический проект, его раздолбает оппозиция, и придется отгавкиваться в прессе и на ток-шоу.
В-четвертых, он окажется под прицелом активистов от антикоррупции, комитетов по добропорядочности и органов гражданского контроля.
- За чиновниками должен быть контроль, - говорит Тарас Загородний. – Но бороться с коррупцией обязаны правоохранительные органы, причем делать это профессионально, а не возбуждать саморекламные дела, которые потом разваливаются. Давление на чиновников общественных организаций, которые отрабатывают свои гранты, необходимо ослабить.
Но пока все складывается так, что идти на важный государственный пост с перспективой не выгодно. Это время для тех, кому нужна не хвала потомков, а минутка, чтобы урвать свой куш. Или свою минутку славы в роли экспериментатора над экономикой или обществом.
"КП" в Украине" спросила у экспертов:
А вы бы согласились стать министром?
Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий:
- Если бы мне предложили стать министром по энергетике, то я бы повременил с согласием. Или, по крайней мере, дождался бы независимой, непредвзятой оценки происходящего в отрасли. Сейчас такая ситуация на рынке, что никакой министр не сможет ее оперативно исправить. Скорее, ему придется нести ответственность за те просчеты, которые были сделаны предшественниками.
Настолько серьезная диспропорция на рынке электрической энергии, что непонятно, от чего отталкиваться в поисках решения.
Владимир Спиваковский, президент Международной корпорации "Гранд":
- Я бы сумел, я бы смог стать министром образования, но мое время уходит. В руководство должны приходить молодые люди. Но им придется идти "туда – не знаю куда". В правительстве не имеют понятия, что вменить новому министру в обязанность. Сначала должны определиться.
Обычно перед каждым новым министром ставят задачу: уменьшить затраты на образование, слишком затратная отрасль. Но тогда ищите финансиста, а не педагога.
Если хотите настоящую реформу на уровне топ-стран: Финляндии, Норвегии, Сингапура, то такую задачу сегодня даже в фантазиях никто себе не поставит.
Если мы хотим сделать вид, что реформа неуклонно проводится… как бесконечный процесс и в разные стороны, то берите военного: солдат спит - служба идет.
Если мы не знаем, какая реформа нужна, и надеемся, что все случится само собой, то надо искать специалиста, который принесет ее в своем портфолио. Чтобы он сам знал и сделал "под ключ". Как суперменеджер своей собственной победной концепцией.
Советы Владимиру Зеленского от HR-эксперта
С проблемой подбора кадров нередко сталкиваются большие корпорации. Профессиональный менеджер по подбору персонала Наталья Белоножко советует президенту поставить себя на место руководителя крупного предприятия, недавно занявшего должность и попробовать воспользоваться такими приемами:
1. Если вы не можете подобрать себе команду, признайте, что вы плохой руководитель.
2. Если такая мысль вам не нравится, напишите на бумаге, какие направления вам нужно закрыть хорошими менеджерами.
3. Определитесь, что вы хотите получить по каждому направлению безотносительно к личностным качествам руководителя.
4. Конкретизируйте, какие качества и характеристики человека нужны для достижения поставленной вами цели. Избегайте избитых слов: инициативность, порядочность, творческий подход.
5. Изучите рынок кадровых агентств. В Украине есть сильные рекрутинговые компании.
6. Составьте заявку на вакансию, где четко определите требование: стаж, опыт, реализованные проекты, научные работы, патентованные идеи плюс личные характеристики. Окончательно решите, что для вас важно.
7. Когда будете изучать резюме, обращайте внимание на конкретику. Опытный специалист расскажет, что он сделал, не очень опытный – на что он способен. Резюме с заявками: "Готов воплотить в жизнь самые смелые проекты" или "Изучаю китайский, японский, пишу стихи, научные эссе" рассматривайте в последнюю очередь. Профессионал не будет рассказывать о своих фантазиях и способах проведения свободного от работы времени.