Испортила чрезмерной любовью. У самой пожилой мамы Украины снова хотят отобрать дочь

Хотя чиновники уверяют: Валентину Подвербную можно упрекнуть лишь в гипертрофированной материнской заботе.

Фото: https://cheline.com.ua/

К самой старой маме в Украине - 75-летней Валентине Подвербной из Чернигова опять приковано внимание. На днях ее землячка Валерия Шашенок написала в Минсоцполитики письмо с требованием забрать ребенка у "бабушки". Предлог - Подвербная не занимается воспитанием дочери, использует ее для попрошайничества на улицах, учит неадекватному поведению.

Подобные сигналы приходят в местные власти Чернигова и службы по делам детей регулярно. Но Анна-Мария, которой зимой этого года исполнилось 9 лет, остается под материнским крылом и отнюдь не чувствует себя несчастной.

Как живет эта необычная семья и есть ли повод для тревоги за девочку, узнавала "КП" в Украине".

"Каждый раз пишем запрос, но факты не подтверждаются"

Родить на склоне лет Валентину подтолкнул страх одиночества. Как она накопила с маленькой пенсии сумму на искусственное оплодотворение, наверное, так и останется загадкой. Сама женщина говорила, что торговала на рынке, питалась картошкой и черным хлебом, лишь бы собрать на ребеночка, которого ей не подарили два неудачных замужества.

Благополучные роды на 66-м году жизни медики представили как прогрессивный прорыв. У "молодой" мамы на руках были все справки, которые свидетельствовали о ее психическом и физическом здоровье. Общество рукоплескало. Тех, кто пытался заговорить о возрастном цензе, подвергали критике и обвиняли в эйджизме.

Вопросы возникли после того, как Валентина выписалась из роддома. Она принимала помощь деньгами, но отказывалась пускать на порог журналистов, благотворителей, даже социальных работников и медиков. Соседи, которые по случаю побывали в квартире, говорили о грязи и смраде в помещении, где находился маленький ребенок.

Валентина вывозила Анну-Марию на прогулку в наглухо закрытой коляске, категорически избегала общения с другими мамами и детьми.

По городу поползли слухи, что дочка самой старой в Украине мамы растет умственно отсталой, немой и больной.

- Эта семья - непростой вопрос, - признают в службе по делам детей Черниговской облгосадминистрации. - Но будем честными, у нас есть куда более сложные, неблагополучные семьи. Валентина Подвербная гипертрофированно любит дочь, но это не повод, чтобы отбирать у нее ребенка. Девочка вовремя пошла в школу, находится под наблюдением врачей. За мамой и дочкой смотрят социальные службы, семья на постоянном контроле у местных властей.

По просьбе "КП" в Украине" в полиции Чернигова подняли материалы за последние годы.

- Единственное заявление о том, что Подвербная может заниматься с дочерью попрошайничеством, было в 2013 году, - рассказали в пресс-службе полиции города. - Больше заявлений не было.

Однако сигналы о том, что самая старая мама использует Анну-Марию в корыстных целях, поступают властям города регулярно. И это подтвердила "КП" в Украине" глава Новозаводского районного совета Татьяна Кузнецова-Молодчая:

- Мы каждый раз пишем в полицию запрос, просим проверить факты, но получаем ответ, что они не подтверждаются. Вот и сейчас написали, а также сделали запрос в школу, чтобы узнать, как с девочкой организовано дистанционное обучение.

Татьяна Кузнецова-Молодчая отмечает: учеба помогла девочке социализироваться, хотя были опасения, что мама станет этому мешать. Приведя Анну-Марию в первый класс, Валентина категорически заявила, что будет сидеть рядом с дочерью на уроках. С большим трудом удалось уговорить ее ждать переменок в коридоре. Потом ничего - немного отпустило.

- На девочку в школе жалоб нет. Разве только говорят о ее гиперактивности. Родители скорее жалуются на маму, что она надоедает учителям. Анна-Мария учится неплохо, у нее явные способности к математике, хорошо даются гуманитарные предметы. Есть проблемы с письмом, но, думаем, это пройдет, - рассказывает глава райсовета. - По рекомендации педагогов мама водила девочку на кружки, но выбирает их она на свое усмотрение. Например, хочет, чтобы дочка рисовала, хотя девочке определенно больше бы подошли танцы.

Усвоив, что к ее семье повышенное внимание, Валентина научилась извлекать из него пользу.

- Недавно ей помогли купить новую мебель, - продолжает Татьяна Кузнецова-Молодчая. - В квартиру она по-прежнему никого не пускает, но часто приходит ко мне на прием, мы общаемся. Я знаю, что мама покупает для дочери только самые качественные продуты - строго следит, чтобы не было искусственных красителей, добавок и ГМО, одевает девочку в новые вещи только из натуральных волокон. Заключила договор с семейным врачом, хотя по-прежнему не доверяет медикам. Когда у Анны-Марии поднялась температура, она позвонила мне. Я прислала автомобиль, чтобы девочку отвезли на осмотр в больницу.

В школе говорят, что Анна-Мария (в центре) учится неплохо. Больше проблем с мамой, чем с девочкой. Фото: https://cheline.com.ua/ 

Помощи просят многие, кто нуждается

Забота чиновников и депутатов о семье Подвербной понятна. Случись что с дочерью самой старой мамы, будет шум на всю страну. И он действительно периодически поднимаетсяМногим поведение пенсионерки, которая ни шаг не отпускает от себя на улице дочь и может укутать ее на жаре в зимние вещи, кажется подозрительным. Да с тем же попрошайничеством так до конца ничего не ясно. Похоже, по убеждениям Подвербной попросить для дочери денег - не преступление, не унижение, а благая цель.

- На протяжении 8 лет все знают об этой ситуации, но никто ничего не делает. Разве только инфоповоды используют для шоу, - возмущается черниговчанка Валерия Шашенок, которая написала письмо в Минсоцполитики. - Не каждая женщина в 65 лет рожает. Да дело не в возрасте. Бабушка очень странная. Это видно даже со стороны. Они с дочерью могут пялиться на окружающих, громко их обсуждать. Девочка свободно может попросить у прохожих деньги.

Соседи Валентины недовольны тем, как грубо и неуважительно она себя ведет. Жители города прямо говорят о том, о чем деликатно умалчивают чиновники: нецензурная брань - обычное явление для мамы-пенсионерки, а за ней повторяет дочь.

- Прошлым летом была свидетелем сцены в троллейбусе: девочка громко разговаривала, и одна из пассажирок сделала замечание Валентине. В ответ - поток такой брани! - рассказывает жительница Чернигова Оксана Владимировна. - Я не раз наблюдала, как Подвербная гуляла с девочкой в районе проспекта Мира. С укутанной малышки просто пот градом лился. Знакомые говорили маме, что Анна одета чересчур тепло, но Валентина только материлась. Правда, вещи на девочке были новые, добротные. И в адрес дочки она никогда не ругалась - только на окружающих.

Наша собеседница тоже считает, что беда Валентины в чрезмерной любви к дочери.

- Она ограничивала общение ребенка с другими детьми, но объясняла это тем, что заботится, чтобы дочка ничем не заразилась или ее не сглазили. У Валентины несовременные взгляды на жизнь, возможно, потому общество это и не принимает, - делится мнением черниговчанка. - Видеодоказательств, что она использует девочку для попрошайничества, нет, а одних домыслов мало.

Тем временем есть люди, которые уверяют, что лично видели, как Подвербная просила то ли помощь, то ли подаяние.

- Действительно, ходила и просила, правда, это было давно. Сейчас к ней много волонтеров ходит, она от них помощь берет, - говорит Наталья Борздая. - А что в этом такого? Помощь просят многие, кто нуждается. Нынче дорого жить на одну пенсию и даже соцвыплаты на ребенка. Люди, которые ближе Валентину знают, говорят, что сейчас у нее дома порядок. Даже посуда дорогая фирменная есть.

Наталья считает, что просить чиновников отобрать у мамы дочь - это плохая идея.  

- Девочке легче не станет. Она только еще больше обидится и обозлится на весь мир. Мама не алкоголик, ребенка не избивает. Странной кажется для окружающих - это да. Но какой бы мама ни была, с ней лучше, чем в детском доме.

Валентина возила девочку в закрытой коляске и прятала от соцработников и журналистов. Фото: Архив "КП"

Суд встанет на сторону мамы

Разговоры о том, должны ли чиновники блага ради отбирать у Валентины дочку, ведутся с первых лет жизни Анны-Марии. Сторонники радикальных мер даже не понимают, о чем говорят.

- Люди считают, что судьбу ребенка решают службы по делам несовершеннолетних, - говорит эксперт по вопросам защиты детей Людмила Волынец. - А на самом деле решение принимает суд. И в большинстве случаев он становится на сторону семьи. Из всех представлений, которые в прошлом году сделали службы, треть была отклонена. Мы знаем случаи, когда ребенка забирали в приют от матери-алкоголички, а через девять месяцев суд возвращал его назад. Дескать, с женщиной плохо поработали соцслужбы, они должны ее исправлять.

Людмила Волынец приводит в пример случай, произошедший в Волынской области, когда социальные работники на свой страх и риск оставили ребенка в приюте и этим спасли ему жизнь - через неделю после решения суда в пользу матери та в пьяном угаре сгорела вместе с домом.

- Жизнь дочери Валентины Подвербной не подвергается угрозе. У женщины есть странности в поведении, но психическое заболевание не диагностировано. Суд, скорее всего, встанет на ее сторону. А если нет, то какие будут последствия? - задается вопросом Людмила Волынец. - Мама, фанатично обожающая дочку, будет осаждать интернат, проводить под ним день и ночь, и найдутся те, кто ее поддержит и устроит митинги. Если девочку передать в приемную семью или дом семейного типа, мама сделает невозможной их нормальную жизнь.

По мнению эксперта, из случившегося нужно вывести урок для всей страны - разработать четкие правила применения репродуктивных технологий для всех их участников. Ведь такая же неопределенность происходит сейчас в суррогатном материнстве. Отсюда и скандалы с торговлей детьми.

Сейчас Анна-Мария по-своему счастлива с мамой. Настоящие проблемы могут начаться позже - когда девочка достигнет подросткового возраста с присущим ему отрицанием ограничений, которые ставят родители, и жаждой самостоятельности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Запорожские полицейские нашли подростков, которые надругались над флагом Украины 

Наказание грозит двоим 19-летних парней и 13-летняя девочка.