Полковник Олег Жданов: Склады в Балаклее минировали так, чтобы казалось - взорвался штабель со снарядами

"КП в Украине" обсудила с военным экспертом парламентскую версию взрывов на складе боеприпасов в Харьковской области.

Фото: Твиттер.

Склады боеприпасов в Балаклее взорвали не диверсанты, а наши военные. Эта шокирующая новость – итог выводов временной следственной комиссии парламента по расследованию взрывов, произошедших три года назад в Харьковской области.

- Экспертиза установила, что причиной одного из первых взрывов, с которого все началось, был подрыв специальных зарядов, которые заранее были заложены в землю, - заявил глава ВСК в парламенте Давид Арахамия.
Депутат уточнил, на месте происшествия следствие обнаружило более 10 огромных воронок. По данным комиссии воронки образовались от заложенного в землю в "два ряда кумулятивно-фугасных зарядов по пять штук в каждом".

- Это примерно 760 килограмм взрывчатки, если вести речь о, например, КФЗ-1. И таких воронок было до десяти!!! - уточнил Арахамия и намекнул: без ведома руководства складов произвести такую закладку физически невозможно.

Выводы комиссии "КП в Украине" обсудила с полковником запаса, работником оперативного управления Генштаба с 2003-го по 2006 год Олегом Ждановым.

Все данные записаны в тетрадках, которые потерялись

- ВСК установила, что склады были заминированы. Насколько правдоподобно выглядит такая версия?

- Много экспертов, и я в том числе, еще в 2017 году утверждали: в Балаклее произошел внутренний умышленный поджог. https://kp.ua/incidents/587837-pozhar-na-voennykh-skladakh-heneraly-vsehda-opravdyvauit-heneralov Версия с беспилотником и действиями диверсионной разведывательной группы в экспертной среде развалилась сразу же, хотя ее активно продвигали сотрудники военной прокуратуры и ГПУ

Схема подрыва, которую озвучил Арахамия, - элементарна. Закладка делается силами всего лишь одного саперного подразделения. Она много раз использовалась во времена Афгана, войн в Персидском заливе и войн, которые сейчас идут на Ближнем Востоке. Как правило, в таких случаях используются обыкновенные боеприпасы: к артиллерийскому осколочно-фугасному снаряду крепится детонатор и детонационный шнур. Подрывается все дистанционно.

Судя по воронкам, которые нам показывали, закладку делали на небольшую глубину, до одного метра. Кстати, факт закладки фугасов по 5 штук в ряд указывает: была цель - создать ров, чтобы визуально казалось, будто взорвался штабель с боеприпасами.

- Кто и какую выгоду получил от такого взрыва?

- Чтобы дать ответ на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс. Когда распадался Советский Союз и шло расформирование стран Варшавского договора, поделили военное имущество. Президент России Борис Ельцин забрал всю технику и вооружение. А в Украину массово свозились боеприпасы. В период с 1991 по 1994 годы их привозили на склады, а так как не было хранилища необходимого размера, клали бревна и штабелировали боеприпасы на улице. К примеру, в Новобогдановке, которая первая горела, боеприпасы лежали в поле – территорию обнесли колючей проволокой и выставили часовых.

- Снаряды привозили без инвентаризации?

- Тогда всеобщей компьютеризации не было. Все писалось в тетрадках, каких-то амбарных книгах, которые терялись. В Украину свезли миллионы тонн боеприпасов, которые потом оформляли как… излишнее имущество. Во времена президента Виктора Януковича была организована одна коммерческая фирма, которая состояла из 25 государственных предприятий. На ее баланс и переписали миллион тонн излишествующих боеприпасов как "неликвид". Фирма занялась якобы утилизацией боеприпасов, должна была их разряжать, но…

- Подождите, как вообще могут быть излишние боеприпасы. Если для наших ВСУ много, то почему не продавать?

- Риторический вопрос. Вместо того чтобы утилизировать, сотрудники этой фирмы приезжали на склад и организовывали там конвейерную линию – все приводилось в идеальное состояние: красили, мазали, упаковывали в новые ящики, а потом вывозили машинами, вагонами. И вот когда склад пустел… происходил пожар.

- Допустим, но кто и кому продавал "новые" боеприпасы?

- Это должно выяснить следствие. Но учтите такой факт - и сегодня все страны третьего мира воюют советским вооружением!

Не исключено, что подпитка боеприпасами могла идти и с наших складов по договоренности на высшем уровне.

- На высшем уровне? Понимать бы, какой именно это уровень.

- Президентский!

- Так склады с боеприпасами горели не при одном президенте. Им что, по наследству схему передают?

- Хотел бы обратить внимание: все склады, которые сгорели, центрального подчинения. То есть непосредственно подчинялись Генштабу и его главе.

- И что это означает?

- Только то, что на складе не могло произойти ничего без ведома самого главного начальника, никто не может туда просто так приехать и делать какие-либо действия.

Начальство – знало. Рядовые - нет

- Если вернуться к закладке на складе в Балаклее, то технически, как думаете, когда она могла быть произведена? Под видом учений? Или как - вечером заложили, а утром – подорвали?

- Возможны оба варианта. Допустим, насколько мне известно, накануне пожаров в Сватово проводились учения по минированию.

Здесь (в Балаклее. - Авт.), судя по качеству работы, никто не спешил. Но ведь без ведома руководства нельзя зайти на территорию.

- Сколько нужно задействовать людей, чтобы заложить такое количество взрывчатки?

- Все зависит от наличия времени и скорости закладки. Если никуда не спешить, то командой в 3-4 человека в течение недели можно тщательно все заминировать.

- И как можно в течение недели делать закладки и все это время оставаться незамеченным?

- Повторюсь. Пропуск на внутреннюю территорию происходит только после согласования с руководством. Если есть "добро" пропустить, то ребята могли свободно средь белого дня ходить с ящиками боеприпасов или даже перевозить на малогабаритных авто, никого не боясь. Все могло проходить под видом проведения технических работ.

- Как думаете, сколько гипотетически человек могло быть вовлечено в схему пожара на складах с боеприпасами?

- До двух десятков. Рядовые, тот же начальник хранилища, которому отдали приказ допустить рабочую команду для выполнения каких-то работ, могли и не знать, что минируется территория. А вот командир части или начальник базы – однозначно знал!

- СБУ могла быть в курсе?

- Нет. Министерство обороны - это закрытая структура, которая варится в своем соку. СБУ работает снаружи склада. Задача СБУ – контрразведка. Они должны обеспечить нормальную обстановку и иметь агентурную сеть вокруг базы. А вот все, что внутри склада, - прерогатива Минобороны.

- А что конкретно могло находиться на складе в Балаклее, известно?

- Такая информация засекречена. По инсайдерской информации, в Балаклее складировали отстрелянные гильзы из АТО. Это тысячи тонн латуни и высоколигированной стали. Они же не могли сгореть! Всю Балаклею должно было бы засыпать этими гильзами, но почему-то их там не было. А по документам они сгорели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Взрывы в Балаклее: воинская часть заплатит полмиллиона за смерть женщины