Первую годовщину победы во втором туре выборов президент "отметил" фильмом "Год президентства Зеленского". И среди прочего глава государства рассказал о своей идее создать государственного авиаперевозчика, который возил бы украинцев на отечественных самолетах. Идея неплохая – задействовать украинских авиастроителей, чтобы деньги за самолеты не утекали за рубеж. Однако, как говорят эксперты, эта идея, скорее всего, не "взлетит".
Деньги готовы дать
Согласно заявлению Владимира Зеленского, в Украине будет создана современная государственная авиакомпания-перевозчик. По его словам, сейчас уже есть предварительная договоренность с государственным предприятием "Антонов" о производстве украинских самолетов для использования на внутренних авиаперевозках.
- Я не понимаю, почему на внутренних рейсах не летают наши самолеты, - заявил Зеленский. - Где наши АНы? Мы с ними договорились, сейчас мы разрабатываем программу... Мы должны сделать современную государственную авиакомпанию. На уровне Turkish Airlines, сингапурских авиалиний. Государство готово выделить на это деньги. Именно для того, чтобы мы построили национального государственного авиаперевозчика.
Президент надеется, что "Антонов" обеспечит украинского авиаперевозчика достаточным количеством самолетов.
"Мы построим и государственную авиакомпанию и сделаем заказ нашему государственному "Антонову" и привлечем много рабочих мест", - резюмировал Зеленский.
Первым делом самолеты
Идея заставить летать хотя бы на внутренних рейсах украинские самолеты не нова. В свое время авиаперевозчик МАУ даже использовал три АН-148 на условиях лизинга, но со временем отказался от них. Причина – они проигрывают по характеристикам иностранным аналогам.
Еще два года назад в МАУ заявили, что самолеты семейства АН 148/158 морально устарели, а цены на них завышены.
- К сожалению, нужно констатировать факт, что проекту АН 148/158 около 15 лет, - заявил еще в 2018 году директор по контрактам флота МАУ Сергей Гриценко. - Основные западные конкуренты уже выпустили новую генерацию самолетов, которые поставляются авиакомпаниям. Сегодня мы не понимаем ценообразование относительно продуктов Антонова. По нашему мнению, озвученные нам ценовые показатели существенно завышены.
Эксперты согласны с перевозчиками и говорят, что украинские самолеты проиграли конкурентную борьбу своим зарубежным аналогам.
- Нужно признаться в первую очередь себе, что авиастроения в Украине уже нет, - прокомментировал "КП2 в Украине" ситуацию в отрасли транспортный эксперт Александр Кава. - Последний АН-140 в Харькове был построен 15 лет назад, а последний АН-148/158 в Киеве - 5 лет назад. Это горькая правда. Людей, которые умеют строить самолеты, практически не осталось. Скорее всего окружение президента пользуется его некомпетентностью в этом вопросе и вводит в заблуждение, подсовывая какие-то нереальные планы.
По его словам, несмотря на более низкую цену, украинские самолеты чаще ломаются, и это нивелирует преимущества при покупке. В качестве примера эксперт вспомнил о шести самолетах, которые Антонов поставил кубинской авиакомпании Cubana. С мая 2018 года полеты всех АН-158 остановлены по решению Авиационных властей Кубы из-за повторяющихся технических неисправностей, которые могли отразиться на безопасности полетов. Сейчас они стоят на земле.
- Качество украинских самолетов "Ан" проигрывает европейским, канадским и бразильским конкурентам, - говорит Александр Кава. – Ан-140 проиграл борьбу таким моделям как европейский ATR-72 и канадский Bombardier Q8, а Ан-148/158 оказались хуже бразильских Embraer E-Jet и европейского Airbus A220. У них лучше послепродажное обслуживание. Кроме того, когда авиакомпании строят планы по обновлению авиапарка, то им нужны десятки самолетов, а Антонов не может удовлетворить такой спрос.
Как говорят эксперты, конкуренты Антонова в мире построили хорошие сети по обслуживанию своих самолетов. При поломке Boeing, Airbus или Embraer не нужно долго ждать подменную деталь, склады находятся на всех континентах и скорость их доставки – несколько часов, а техники, которые умеют заменить вышедший из строя узел, есть в каждом аэропорту. Антоновские же самолеты таким похвастать не могут. А для авиакомпании любой простой – это потеря денег. Поэтому и выбирают даже украинские авиаперевозчики иностранных конкурентов. Как говорится, на голом патриотизме далеко не улетишь.
Кроме того, Антонов не выпускает широкофюзеляжные самолеты. А именно они составляют основу флота крупнейших авиакомпаний. Поэтому эксперты сомневаются в том, что удастся создать успешную авиакомпанию на базе украинских машин.
Все упирается в финансы
Если с украинскими самолетами не получится, тогда давайте создавать национальную авиакомпанию на базе иностранных моделей? Такая мысль может прийти в голову не только читателю, но и президенту. Правда, и тут эксперты сомневаются в том, что это удачная идея.
- Все упирается в деньги, - продолжает Александр Кава. – Один среднемагистральный самолет стоит от 110 до 150 млн долларов. Даже на условиях лизинга это будут огромные суммы. А денег у государства нет. Если говорить об инвестициях в транспорт, то у нас есть более актуальные проблемы – старые вагоны "Укрзализныци". Уже через несколько лет, если не обновить парк советских вагонов, то придется сокращать пассажирские перевозки. О каких самолетах за государственные деньги мы сейчас говорим? Да и зачем нужна государственная авиакомпания для внутреннего рынка – полеты внутри Украины не пользуются высоким спросом. Если бы внутренний рынок был востребован, на нем бы уже давно активно работали частные авиакомпании.
Кроме того, другие эксперты говорят, что нынешний период – не самый удачный для появления новой авиакомпании. Ведь даже после отмены карантина рынок перевозок не восстановится до докризисного уровня. По разным оценкам на это уйдет несколько лет.
Поэтому идея, которую Владимир Зеленский озвучил в своем фильме, скорее всего так и останется идеей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Посткарантинный рынок труда в Украине: есть ли у вас план, пан Шмыгаль?