Весной 1980 года в ООН заявили о полной и окончательной победе над оспой. Произошло невероятное: СССР и соцлагерь - с одной стороны и США с капиталистическими странами - с другой смогли, действуя по согласованной программе, одолеть одну из самых страшных болезней, известных истории.
Ни у кого ведь уже нет сомнений, что после окончания карантина и победы над коронавирусом мир изменится. В идеале - станет гораздо лучше, чем сейчас. Хочется ведь в это верить? Кажется, природа специально устраивает человечеству встряски, заставляет решать заковыристые задачи и использовать все возможности для их решения.
Черная оспа и борьба с ней всем миром в середине прошлого века - достойный пример для изучения и понимания. Тогда, несмотря на все геополитические войны, на полное стратегическое непонимание друг друга, на риски Третьей мировой войны, главные участники мировой политики смогли найти общий язык и вместе победить смертельную заразу.
О масштабных смертоносных вспышках, связанных с различными вирусными инфекциями, цивилизованный мир начал забывать приблизительно в середине XXвека. Вакцинация, жесткий эпидемиологический контроль, банальное улучшение жизни людей делали свое дело. И когда перед самым Новым годом на стыке 1959 и 1960 годов в Москве произошло вирусное ЧП, для многих это стало шоком.
Трагедия одного художника
24 декабря 1959 года в московском аэропорту "Внуково" приземлился самолет, следовавший из Дели, на борту которого была и делегация творческой интеллигенции, посетившая дружественную страну в рамках культурного обмена. Этакий бонус для писателей, художников и музыкантов. Среди двух десятков творческих туристов был художник Алексей Кокорекин - известный в те годы график, его авторские плакаты занимали едва ли не половину рекламных площадей Советского Союза. Две Сталинские премии как признание таланта подчеркивали авторитет 52-летнего мастера. Именно он стал "нулевым пациентом" с черной оспой, попавшей в СССР. По официальной версии, он присутствовал при сожжении тела умершего брамина. Была такая экзотическая этнотуристическая услуга в те годы (кстати, после случая с Кокорекиным советским людям категорически запретили присутствовать на подобных действах). Не исключено, неосторожно коснулся зараженной вещи. Вернувшись домой, он почувствовал недомогание не сразу, через день-два - до Нового года оставалось совсем чуть-чуть. Подумали - простуда, отдохнет, восстановится. Но вирус был неумолим. Художника госпитализировали в главную инфекционную больницу страны - им. Боткина. Ставят неожиданный диагноз - грипп (какая оспа, мы победили ее еще четверть века назад!). И… забывают о больном вплоть до 27 декабря, когда художник умирает. На вскрытии еще мелькали опасения и сомнения: характерные для оспы признаки указывали - вернулась страшная болезнь, но засевшее "мы ее победили" брало верх. С сомнениями Кокорекина кремировали и с облегчением выдохнули.
|
Карантин советского времени
Еще две недели большая страна находится в праздничной эйфории, случай Кокорекина воспринимается как частность. А потом, собравшись, медики забили тревогу: эпидемия! Оспа вернулась!
И если до этого момента все происходящее лишний раз доказывало - наше природное раздолбайство и пофигизм неискоренимы, то потом начали происходить события, достойные повторения в кризисных ситуациях. После того как стало понятно, что в Союзе появилась неизлечимая болезнь, уже 15 января был принят комплекс мер, дабы не допустить развитие эпидемии (в уме сравниваем с нашим карантином). Были подняты и переведены в режим особого несения службы все силовые структуры, от милиции до пограничников. Город в течение суток был закрыт на въезд и выезд. То есть: прекращено авиа- и железнодорожное сообщение, закрыты автомагистрали (не выпускали даже машины, временно въехавшие в Москву). Первая фаза операции - купировать и перевести на карантинный режим всех, с кем общался художник с момента прилета из Индии. Экипаж самолета, таможенники, родственники случайные знакомые... Показательный случай, когда в небе над Парижем развернули самолет, летевший из Москвы. На борту - один из пассажиров злополучного рейса Дели - Москва. Лайнер вернули и всех находившихся в нем поместили в больницу Боткина. Еще один эпизод - преподаватель одного из институтов, общавшийся с Кокорекиным, успел принять зачет у целого курса. На карантин отправили весь вуз.
Всего в перешедшей на тюремный режим больнице Боткина оказалось около 10 тысяч человек. И да, всего хватало – была организована система питания, подвезены из Госрезерва все необходимые гигиенические материалы, даже культурную программу для изолированных организовали. Вдумайтесь, 10 000 человек в одной больнице….
Одновременно запустили вторую часть плана – всеобщую и полную вакцинацию изолированного города. Для того чтобы это сделать, привлекли всех, кто умел делать прививки: фельдшеров, студентов, ветеринаров. Это была единственная возможность остановить заразу. Вакцинировали всех поголовно - от новорожденных до стариков в домах престарелых. По миллиону человек в день. Справились за неделю. А саму вспышку оспы погасили в течение месяца. Эпидемии, жертвами которой могло бы стать не меньше людей, чем погибших во Второй мировой войне, удалось избежать. Всего заразилось от Кокорекина 19 человек (7 родственников, 12 человек из числа персонала и пациентов больницы), от них заразилось еще 23 человека, следующая, уже ниспадающая волна - 3 человека. Из 46 больных умерло трое.
|
Последний очаг ликвидировали в Сомали
В общем можно было бы на этом и успокоиться. Но кому-то в руководстве страны пришла мысль: а где гарантии, что оспа, все еще бушующая в Азии и в странах Африки (всего 68 стран), не вернется? Глобальная программа борьбы с оспой была предложена врачами из СССР еще в 1958 году. Тогда мир отнесся к этой идее скептически, мол, не существует такой болезни, которую можно победить полностью. На стыке 1959-го и 1960 годов советские медики все же начали отправлять своих специалистов и вакцину в страны, где проблема была очевидна. США и государства нынешнего Евросоюза подключились к ней гораздо позже, в 1967 году. Уникальность ситуации была в том, что общую программу запустили в условиях Холодной войны. Тогда "оспенный мир" поделили фактически на зоны влияния.
В те страны, где сильнее были позиции Запада, отправлялись специалисты из США и из Европы, близкие к СССР государства принимали советских врачей.
Дело было совсем непростым. Волонтеры (доктора, отвечающие за вакцинацию) были вынуждены пробираться в самые отдаленные поселки, населенные разными этническими группами, во многих из которых к вакцинации как к таковой относились крайне отрицательно. И это не считая вооруженных конфликтов, зачастую охватывающих целые регионы.
Людей, участвовавших в программе по борьбе с оспой, было немного - до сотни от каждой страны, но делали они свою работу методично, из года в год. Оспа сдалась в 1977-м. Последний очаг был зафиксирован в Сомали, и после этого случая ни одного подтвержденного больного зафиксировано не было. А в мае 1980 года в ООН официально заявили о победе над одной из самых страшных болезней в истории.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Эпидемии украинского прошлого: Карантины с виселицами и лечение крестным ходом