"Пик эпидемии в Украине ожидается между 15 и 25 апреля. Вот почему карантин в Украине может быть продолжен до 15 мая". Такой прогноз на своей странице в озвучил заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко, проиллюстрировав свой пост таблицей скорости распространения вируса в Украине, в сравнении с Испанией. Судя по этой таблице, к 12 апреля Украина может выйти на цифру более 25 тысяч официально заболевших коронавирусом.
"КП в Украине" пообщалась с кандидатом социологических наук, доцентом кафедры отраслевой социологии КНУ им.Шевченко Алексеем Боровским и узнала, насколько правильно и целесообразно моделировать ситуацию с распространением коронавируса в Украине, сравнивая ситуацию с Испанией.
- Антон Геращенко озвучил версию, что в Украине коронавирус распространяется с "испанской" скоростью. Корректен ли такой прогноз?
- Политики и чиновники, реагируя и анализируя ситуацию с коронавирусом, используют разные социологические данные. Исходя из них, пытаются моделировать ситуацию в Украине, делать разные проекции. Но я считаю - необходимо более скрупулезно подходить к обнародованию таких статистических данных, а тем более к их восприятию.
Даже та статистика, которую публикует ВОЗ и международные госинституции, не всегда правильно отображает реальное положение дел. Возьмем хотя бы один факт – методика выявления заболевших. К примеру, в США за сутки проводят 16 тысяч тестов. Можно ли говорить о том, что и в других странах делают именно такое же количество тестов? Нет, так как каждая страна имеет абсолютно разные возможности медицины по выявлению инфицированных.
Также можно говорить, что нынешние статистические данные не отражают реальную цифру умерших именно от коронавируса. Смерть человека могла наступить от обострения какого-то хронического заболевания, спровоцированного коронавирусом, но это смерть не от него. Понимаете разницу?
Так вот, не имея объективных данных по выявленным больным и смертности от коронавируса, сложно объективно оценить динамику развития событий. Всегда нужно моделировать несколько сценариев - апокалипсический и умеренный.
- Вы, как социолог, какие изменения фиксируете в поведении людей из-за коронавируса? Возможно, посоветуете, что нужно изменить власти в коммуникации с гражданами.
- К сожалению, мы сейчас фиксируем рост панических настроений у граждан, что впоследствии может вылиться в непредсказуемую реакцию общества в целом или отдельных социальных групп. Поэтому сейчас власти нужно более взвешенно подходить к вопросу коммуникации. В первую очередь четко объяснить план действий: как власть намерена помогать гражданам во время пандемии, какие государственные механизмы для этого будут привлекаться.
- Как думаете, чего больше боятся украинцы – коронавирусной инфекции или продления карантина, который ведет к проеданию сбережений?
- Многие социологические данные свидетельствуют о том, что граждане не так боятся заболеть коронавирусом, как остаться без средств существования из-за карантина. Проблема есть, и власти следует обратить на нее внимание.
Последний опрос социологической группы "Рейтинг" выяснил: 40% населения имеют финансовые запасы только на ближайший месяц. Поэтому затягивание карантина будет сказываться на материальном положении большинства украинцев. А это в свою очередь повлечет ухудшение эмоционального состояния, снижение самооценки…
- Это может вылиться в протестные настроения?
- В условиях карантина классические методы протестов исключены. Существует запрет на массовые собрания – жесткие санкции за нарушения предписаний карантина.
Но мы уже видим, что начинают появляться новые, нетрадиционные формы реализации протестного настроения. Сигнальный протест автомобилистов во время рассмотрения законопроектов в Верховной Раде. Был уже некий онлайн-митинг сотрудников культуры, киноакадемии против урезания бюджетной статьи расходов на культуру.
С другой стороны, сейчас граждане более озабочены самосохранением и выживанием, нежели общественно-политическими вопросами.
Читайте также
Голосование "слуг народа": можно ли говорить о крахе монобольшинства
Пропрезидентская фракция уже не может самостоятельно принимать важные решения в Верховной Раде.