На 88-м году жизни скончался украинский баритон №1, легендарный оперный певец Анатолий Мокренко. 24 марта народному артисту стало плохо - пришлось дважды вызывать скорую, но спасти его не удалось. По словам родственников артиста, последние годы он тяжело болел. Об этом сообщают "".
Мокренко 9 лет руководил Национальной оперой Украины (1991—1999), а последние годы работал преподавателем в Национальной музыкальной академии. Он занимался организацией вокальных конкурсов и выпустил несколько мемуаров.
Прославился исполнением партии Султана в опере "Запорожець за Дунаєм", Мыколы в "Наталкае Полтавкае", Остапа в "Тарасе Бульбе".
От голода в 33-м спасли "дедовы гарбузы"
Анатолий Мокренко родился 22 января 1933 года в селе Терны Сумской области. Артист появился на свет в многодетной семье. На его детство пришлась война, оккупация, разруха и голод.
- У нас в селе погибли более 5 тысяч человек. Люди сходили с ума, матери детей ели. Но у моего деда в погребе были гарбузы. Они нас и спасли, - рассказывал Мокренко в интервью "КП в Украине".
Несмотря на эти трудности, ему удалось закончить школу с золотой медалью и поступить на горный факультет Киевского политехнического института. Позже Мокренко заочно окончил Киевскую государственную консерваторию имени Чайковского по классу вокала у Николая Зубарева и Александра Гродзинского.
- В детстве я очень много пережил. Видел и голод, и войну, а вот живого артиста - ни разу. А пело у нас все село, невзирая на то что времена были страшные. В 50-е годы руководство из Киева решило пополнить ряды творческих людей и стало искать таланты по селам. А я хорошо пел. У нас даже образовался свой ансамбль с парнями-баянистами, пришедшими с фронта. Так что я попал на разные конкурсы и дошел до республиканского смотра. Исполнил "Летят перелетные птицы" - популярную песню войны - и сразу получил документ, что принят в Харьковскую консерваторию. Но люди говорили: "Что это за профессия - петь? У нас тут все поют". Тогда мы с моим другом Володькой на крыше вагона поехали поступать в Харьковское летное училище. Меня взяли сразу, а моего друга нет. Ради него я со скандалом забрал документы. Потом поступали в артиллерийское училище. И опять та же история. Володька уехал, а я позже поступил в Киевский политехнический институт. Стал геологом, ездил в командировки по всей Украине. А пению учился на вечернем отделении консерватории, - рассказывал артист.
Звали в Большой театр
Мокренко полностью посвятил себя искусству в 1963 году, став солистом оперной студии при Киевской консерватории. С 1968 по 1996 годы являлся солистом Национальной оперы, был исполнителем 40 ведущих партий. В репертуаре певца также сотни песен и романсов. Снимался в фильмах "Лючия де Лямур", "Тигроловы", "Черная рада", "Поэт и княжна", "Братство", "Богдан Хмельницкий".
- Я участвовал в конкурсе [в Оперный театр], но меня не взяли. Позже Михаил Гришко даже порекомендовал меня в Большой театр, но я не хотел уезжать из Украины. Сначала пришлось четыре года проработать в оперной студии. Там получил звание заслуженного артиста Украины за исполнение партии Мересьева в опере "Повесть о настоящем человеке".
Певец много записывался на радио и телевидении. Успешно выступал на оперных и концертных сценах США, Франции, Германии, Англии, Испании, Швеции, Кубы, Финляндии, Канады и других стран.
За свою карьеру получил звание Народного артиста Украины, стал лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко и Национальной премии Грузии имени Палиашвилли. Кавалер орденов Дружбы, Ярослава Мудрого, Владимира.
Свадьбу отпраздновал в студенческой столовой
С будущей женой Марией Мокренко познакомился во время учебы в политехническом институте.
- А поженились через пять лет, когда Маша была на дипломе. Отпраздновали свадьбу в студенческой столовой и разъехались по своим общежитиям. Мы начинали тяжело - не было ни денег, ни квартиры. Пришлось жить в полуподвале, но нам всегда помогали хорошие люди, вспоминал Мокренко.
У Мокренко есть двое дочерей, внуки и правнуки.
Был первым исполнителем песни "Два кольори"
Формально первым исполнителем песни "Два кольори", которую Дмитрий Павлычко и Александр Билаш написали весной 1964 года, был Анатолий Мокренко. Он исполнил ее на художественном совете на Украинском радио, где решалась судьба композиции. К музыке претензий не было, но вот последние строки "Мені війнула в очі сивина, Та я нічого не везу додому…" показались членам совета недопустимыми. Мол, грустное окончание не соответствует оптимистическому настроению украинского общества. Худсовет не рекомендовал допускать песню "Два кольори" к исполнению на радио.
На этом судьба песни могла бы закончиться, если бы не вмешался Дмитрий Гнатюк. Павлычко и Билаш хотели, чтобы именно он первым исполнил их песню и отослали ее певцу сразу после написания. Но ответа от Гнатюка пришлось ждать полгода. Об этом Дмитрий Павлычко вспоминает в своей книге "Спогади".
- Мы не решались звонить ему, торопить знаменитого певца. Ждали звонка от него, - пишет Павлычко. - И он позвонил. Был я в тот момент у Билаша дома. Сашко взял трубку: "Это Гнатюк тебя беспокоит". Дмитрий говорил взволнованно: "На октябрьские праздники готовлюсь выступать в концерте с "Двома кольорами". Послушай меня внимательно. Важный человек передал мне: "Скажи Павлычку, что песня хорошая, но необходимо заменить последний куплет... Не мог бы Павлычко переделать конец песни, дать финальный радостный мотив".
Павлычко наотрез отказался что-либо переписывать: "Пускай важный человек пишет оптимистические песни сам!". Гнатюк наверняка ожидал подобной реакции, но все-таки решил передать поэту просьбу "важного человека". Гнатюка любили миллионы украинцев, поэтому в Компартии певца уважали, и к его мнению прислушивались. Вероятно, именно его слово и стало решающим. Он передал отказ Павлычка первому секретарю ЦК Компартии Украины Петру Шелесту, на что тот ответил: "Павлычко упрямый, не хочет переписывать, значит пой так".
Мокренко обвиняли в смерти Соловьяненко
Когда Мокренко был директором Оперного театра, на сцене выступал певец Анатолий Соловьяненко. Мокренко обвиняли в его смерти.
- Толя в последние годы пел мало. Он четыре года вообще не выступал в спектаклях. И вдруг он мне говорит (я был директором): "Платите мне за спектакль по 300 долларов". А нам тогда по полгода задерживали зарплату, оперный трижды чуть не развалился из-за отсутствия финансирования. Я Толе говорю: "Как ты себе это представляешь? У меня нет ни денег, ни таких прав. Иди в министерство или в Кабмин". Как он тогда обиделся! А потом Анатолий умер. Но никто не вспомнил, что у него до этого было семь микроинфарктов. А его сын, которого я знаю с пеленок, вдруг стал во всех интервью безапелляционно обвинять театр и меня лично. Я был просто убит. Все это было враньем. У нас с Соловьяненко были нормальные отношения, хотя мы и не дружили. Толя вообще близко ни с кем не сходился. Такой характер. Но сплетни о нашем якобы конфликте уже подхватила пресса. А легковерные люди в правительстве и министерстве даже не удосужились спросить у нас, что случилось в действительности. Нельзя же слушать только одну сторону. Могли бы и досье Соловьяненко поднять. У него ведь были конфликты со всеми директорами Оперы, - рассказывал Мокренко.
По словам Мокренко, он никогда не завидовал Соловьяненко: "Зачем мне ему завидовать? Я — баритон, он — тенор. Никаких столкновений". Но контракт с Мокренко Национальная опера так и не продлила.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Песню "Два кольори" Дмитрий Гнатюк спел наперекор худсовету Компартии
Формально первым исполнителем песни "Два кольори", которую Дмитрий Павлычко и Александр Билаш написали весной 1964 года, был Анатолий Мокренко.