Алексей Кущ: Кризис любит наличные деньги

В беседе с "КП" в Украине" экономист Алексей Кущ рассказал, что делать украинцам во время кризиса и как власть может помочь бизнесу выжить.

Фото: НБУ

"У власти есть всего месяц"

- Алексей, сегодня тема номер один во всех сферах – коронавирус. Какие прогнозы у украинской экономики в связи с пандемией?

- Смотря, о каких прогнозах идет речь. Если послушать наше правительство, то у нас все хорошо. Помнится, Милованов вообще говорил, что кризис в Китае мы используем для развития своей экономики. Но если Милованов – это дела недавно минувшего правительства, то заявление НБУ – это уже дела сегодняшние. А в регуляторе прямо заявили о своей уверенности, что влияние коронавируса и карантина на платежный баланс страны будет положительным. И это в очередной раз показывает уровень прогнозирования и моделирования процессов во власти. Если уж такое заявляют в Нацбанке, который всегда отличался высоким уровнем экспертов, что уж тут говорить о правительстве с его постоянной кадровой чехардой.

- Сейчас популярны такие прогнозы – "нас ждет повторение 2008-го", "повторение 2014-го" или даже "нас ждут 90-е". Как вы считаете, нас ждет повторение или что-то новенькое?

- Этот кризис будет радикально отличаться от предыдущих, и вот почему. Амортизатором для предыдущих кризисов был теневой сектор экономики. Именно благодаря теневой занятости и минимальному уровню теневых доходов, мы худо-бедно пережили и кризис 2008-го и 2014-2015-го. Я сейчас не даю оценку теневой экономике, хорошо это или плохо, а констатирую факт: она балансирует ситуацию во время кризиса.

Нынешний карантин бьет как раз по теневому сектору: магазинам, ресторанам, сфере услуг и т.д. Я бы сравнил теневую экономику с клеткой, размножающейся делением. Сейчас это деление приостановилось, но как только карантин закончится, система снова начнет работать в режиме самовозобновления. Правда, есть один нюанс: если карантин продлится больше месяца, "клетка" умрет, делиться будет нечему.

- То есть, как я понимаю, вы даете нашей экономике в нынешнем состоянии всего месяц. Почему так мало? Неужели через месяц дефолт?

- Дефолт – это лишь вершина айсберга. Основной показатель "живой" экономики – это уровень платежеспособности населения. Если не брать во внимание небольшой процент населения страны, живущий в столице и имеющий накопления, которые позволят им прожить несколько лет, 90% населения страны на имеющиеся деньги сможет прожить всего один месяц. То же самое можно сказать и о бизнесе – слой подкожного жира у него на нуле. К этому кризису страна подходит изможденной, с ослабленным иммунитетом. И уже через месяц карантина начнутся необратимые структурные процессы в экономике, остановить которые будет нельзя. Если раньше, говоря о кризисе, мы имели в виду глубину падения, то сегодня это уже вопрос существования экономики.

 

"Мы как подводная лодка, которая села на дно"

- Может, все же не все так страшно? Украина объявила карантин на две недели, в то время как европейские страны – на месяц, два и больше. Почему же они не боятся, что угробят свои экономики?

- Со стороны кажется, что сегодня все страны поставлены в одинаковые условия, но Украина будет переживать ситуацию гораздо тяжелее и острее. Привожу наглядный пример: два человека подхватили один и тот же вирус. Но один из этих людей занимался спортом, правильно питался, пил витамины, следил за здоровьем – это западная экономика. Другой злоупотреблял вредными привычками, плохо питался, наплевательски относился к здоровью – это украинская экономика. Понятно, что переносить заболевание они будут по-разному.

Нашу экономику следование западному карантинному пути может просто убить. Мы как подводная лодка, которая села на дно и уже пошел процесс заиливания. Для подводной лодки это означает, что по прошествии некоторого времени она уже не сможет силой собственных двигателей сдвинуться с места. Поэтому для нас было бы хорошо завершить карантин не позже чем через месяц и запустить амортизаторы кризиса.

- Вы считаете, что без помощи государства наша экономика уже не "заведется"?

- В условиях, когда доходы бизнеса падают до минимальных показателей, а то и до нуля, но затраты при этом сохраняются, ему понадобится комплексная терапия со стороны государства.

Во-первых, государство должно взять на себя часть затрат бизнеса. Например, если бизнес решил, что в условиях карантина предприятие не работает, но при этом оно выплачивает своим сотрудникам две трети окладов, государство может взять на себя половину этих расходов.

Во-вторых, бизнес нужно освободить от уплаты налогов за период карантинных мероприятий, причем это должен быть системный мораторий.

В-третьих, понадобится кредитная поддержка бизнеса на этапе запуска экономики после карантина с компенсацией по процентным ставкам.

В-четвертых, для активизации платежеспособного спроса нужно сократить ставку налога на доходы физлиц с 18%, например, до 10%, ЕСВ - с 22% до 10%.

И, наконец, в-пятых, нужна антиценовая шоковая терапия в виде введения специальных ставок НДС. На наиболее важные товары и услуги – хлеб, молоко, коммуналку, топливо – должна быть нулевая ставка, на товары длительного использования – пониженная ставка

- Но это же миллиарды долларов! За чей счет такой банкет?

- По моим оценкам такой запуск экономики после карантина обойдется в сумму порядка 350 млрд грн. Эти деньги можно найти за счет двух источников: 200-250 млрд грн – за счет реструктуризации долга, 100 млрд – в результате планового увеличения дефицита бюджета.

 

"Кризис уже давно с нами"

- Многие со страхом ждут начала кризиса, но, возможно, он уже начался, а мы и не заметили?

- Так и есть: кризис уже давно с нами, а начался он в сентябре 2019-го. Можно сказать, что слились "две реки": рукотворный кризис правительства Гончарука и мировой кризис.

- А ведь глядя на "крепкую гривну" все были уверены, что дела в стране идут лучше некуда!

- Приведу простой пример. Китай, будучи динамично развивающейся страной с ростом на 6-7% в год, постоянно находится в фокусе внимания США, которые стараются его притормозить. В частности, США хотят укрепить китайский юань всего на 1%, но Китай сопротивляется, чтобы сохранить темпы роста. А теперь сравните: Украина только лишь для привлечения ОВГЗ укрепила гривну на 15%!

Вторая "река", как я уже сказал выше, это внешний кризис. Вследствие пандемии мы наблюдаем прекращение туристических потоков, разрушение логистических цепочек, снижение доходов и, соответственно, переводов заробитчан, падение рынков капитала. И ко всему этому происходит глобальный кризис технологического уклада. Это не финансовый кризис, как в 2008-м, а экономический. В 2008-м был кризис спроса, а сейчас – кризис предложения.

- В заключение – практический вопрос: что делать гражданам во время кризиса? Копить или тратить, покупать валюту или вкладываться в какие-то активы?

- Есть главное простое правило: кризис любит наличные деньги и не любит деньги, которые находятся в банках. Что касается материальных активов, то их можно покупать, когда цены достигнут дна, но дна мы пока не достигли.

В кризис следует максимально сократить лишние расходы – рестораны, развлечения, траты на хобби и т.д. Не стоит брать в кризис кредиты, а если кредит уже есть, его нужно постараться по возможности погасить. Кризис – это время пополнить "подушку безопасности" и капитализировать себя на рынке труда. Инвестируйте в себя: учите языки, освойте смежную профессию, усильте профессиональные навыки. Кризис обостряет конкуренцию на рынке труда и эту борьбу надо уметь выигрывать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Какие импортные товары могут исчезнуть из-за карантина