12 марта в конгрессно-выставочном центре "Парковый" в Киеве советник секретаря СНБО Сергей Сивохо представил общественности Национальную платформу примирения и единства, которую сам же и возглавил. Предполагалось, что благодаря Платформе начнется диалог украинцев, живущих по обе стороны линии соприкосновения на Донбассе, а также взаимодействие граждан и властных структур.
Однако конкретные идеи Платформы примирения, ее основные задачи и способы примирения и единства так и остались не раскрыты до конца, поскольку находившиеся на мероприятии ветераны полка "Азов" и Национального корпуса попытались сорвать выступление Сивохо, называя его предателем и врагом Украины. Среди обвинений — отсутствие в риторике Сивохо выражения "Россия-агрессор". И мол, с кем там, на Донбассе, примиряться? На мероприятии произошла потасовка, в ходе которой Сергея Сивохо несколько раз толкнули так, что он упал и получил небольшую травму. Прибывшая с большим опозданием полиция задержала полтора десятка национал-активистов, которые затем были отправлены под домашний арест. Участники Платформы заявили, что и раньше получали угрозы от радикально настроенных граждан Украины, однако не обращали на них внимания.
После срыва презентации Национальной платформы примирения и единства Сергей Сивохо рассказал "КП" в Украине" о своем видении ситуации на востоке Украины, а также о "вскрытых консервах", "отравленной таблеточке" Донбасса и о палках в колесах мира.
- Сергей, на презентации мы так и не успели услышать, в чем суть Национальной платформы единства и примирения – бойцы "Азова" и представители национального корпуса не дали вам рассказать об этом. Так в чем смысл этой инициативы?
- Задача Национальной платформы примирения и единства — объединить правительственные инициативы и общественный сектор для разработки государственных политик. Платформа сосредотачивается на налаживании диалога между мирными людьми на всей территории Украины, в том числе на временно неподконтрольной территории. Мы приглашаем все организации, которые занимаются гуманитарными вопросами, приходить к нам на Платформу. Вместе мы будем разрабатывать гуманитарную политику государства и затем рекомендовать ее нашей власти.
- Кого вы приглашаете для участия в Платформе?
- Всех, кому небезразлично, будем ли мы жить в мирной стране. То, что произошло на презентации, мы все равно считаем стартом работы Платформы. Да, у нас получился вот такой вот "громкий" старт. Но ведь мы собираемся заниматься диалогом. Такое получилось начало разговора с этой категорией людей. При этом мы получили невероятно много положительных отзывов, а не только комментарии ботов и хейтеров в социальных сетях. Это означает, что адекватным людям небезразлично, что происходит в стране. Они смогли оторваться от каких-то своих насущных дел, не побоялись влезть в обсуждение и выразили свое мнение.
Наша Платформа - для всех. Мы будем приглашать и украинских националистов, и по-другому настроенных украинцев. Из них состоит наша страна. Лозунг "Україна понад усе", безусловно, хорошо, но Украина состоит из людей. Значит, правильнее будет "Людина понад усе". Каким бы человек ни был, он живет в нашей стране. И если у него есть видение, как надо жить в стране, если у него есть единомышленники – значит, он должен быть приглашен для участия в Платформе. Мы уже начинаем работать с общественными организациями на постоянной основе.
- Что хотят украинские националисты, по вашему мнению? Как и о чем с ними договариваться?
- У них есть много вариантов того, как поступить с Донбассом. Одни не хотят возвращать регион и называют его "отравленная таблеточка" для Украины. Другие предлагают зайти туда, зачистить все военным путем, а потом уже принимать присягу верности от тех, кто останется. Мы будем работать, будем разговаривать, искать консенсус… Вы заметили, что все заявления националистов, которые мы слышали, они декларативные, рассчитанные на публику? Но среди них же есть умные и образованные люди. В закрытом общении, я думаю, будут находиться точки соприкосновения. И демонизировать националистов мы не будем. Уверен, что с каждым человеком можно найти общий язык. Искать хотя бы маленький консенсус с разными категориями украинцев и расширять потом этот диалог на всю страну. Вы только вдумайтесь: в течение шести лет ни одной подобной платформы в Украине не было. Были маленькие кулуарные обсуждения, что там на Донбассе, – и все!
- С президентом Украины у вас есть контакт? Обсуждали инцидент на презентации?
- Контакт, конечно, есть, инцидент мы не обсуждали. Предотвращение эпидемии в стране сейчас занимает все время.
- Каким образом вы собираете информацию для работы Платформы? По отзывам в интернете, высказываниям на форумах и т.п.?
- Отовсюду! Но главное - мы с командой собираем информацию на Донбассе. Почти вся наша команда родом оттуда. У нас есть общие друзья, и нам не все равно, что происходит в нашем регионе. Нам "болить". И да, наша команда имеет связи с жителями неподконтрольных территорий – родственниками, соседями, одноклассниками, сокурсниками… От них мы многое узнаем. Естественно, используем сетевые источники – форумы, соцсети, телеграм-чаты, где видим живые комментарии и эмоции людей, а не призывы и лозунги.
- Несколько депутатов фракции "Слуга народа" обратились к секретарю СНБО с просьбой уволить вас с поста советника за "вред национальным интересам Украины". Как вы считаете, зачем было написано это письмо? Ведь вы же не сами по себе действуете, а по согласованию с президентом? А "Слуга народа" - тоже фракция президента…
- Не знаю зачем. Посмотрим, мне самому интересно, чем это все закончится. Ведь это те люди, которые под знаменем президента прошли на выборах в Раду, которые поддерживали все его главные тезисы. И эти же люди выразили недоверие Андрею Ермаку, руководителю Офиса президента Украины, и выступили против планов модернизации Минских соглашений. Некоторые из них даже голосовали за Порошенко, оказывается. А теперь просто в очередной раз "вскрылись консервы".
- Вы знаете этих людей?
- Знаю лишь нескольких и не так давно. Я раньше защищал наших "зеленых" депутатов, говорил, что они впервые попали в политику, они не понимают, что это совершенно другая для них среда. Они не понимают, что речь должна быть политически выверена, позволяют себе шутки, полушутки, считая, что они все еще в какой-то веселой компании. Я и сам делал такие ошибки. А теперь думаю, что некоторые депутаты намеренно делали какие-то провокационные заявления, которые разлетались потом по всем ресурсам…
- А чем вы занимались последние шесть лет?
- Помимо того что я жил и работал, развивал молодежные движения, помогал молодым талантам стать на ноги. Еще по мере своих возможностей помогал людям. Я не люблю афишировать тему помощи людям. Это то, что ты делаешь не ради публичности, а ради человека, жизнь которого станет немножко легче от твоего неравнодушия. Ну поехали, ну раздали тушенку или теплые вещи… Мы высвечиваем только прецедентные случаи, которые могут служить примером для людей, бизнесменов. Например, недавно получилось выбить ребенку-инвалиду квартиру. В этом принял участие бизнес. Это не просто помощь, это посыл нашим бизнесменам "Делайте же для страны хоть что-нибудь!"
- Говорят, что к вам имеют отношение такие бизнесмены, как Валентин Ландик и Татьяна Бахтеева. Это правда?
- Вот Татьяна Бахтеева (глава землячества "Родной Донбасс") отвезла медицинский инструментарий в детскую областную больницу, которая переехала из Донецка в Славянск. Хороший посыл для бизнеса? Хороший! Вот Виктор Смирнов, многократный паралимпийский чемпион по плаванию, Герой Украины – он незрячий, но собирает детей с ограниченными возможностями на соревнования. Он дает этим детям смысл жизни. Как же не подержать такие соревнования?
Вообще, бизнес, у которого корни в нашем регионе, он всю жизнь зарабатывал на Донбассе неплохие деньги. Так не пришло ли время вернуть людям хоть что-то?
- А работа Фонда Рината Ахметова на Донбассе – это разве не помощь бизнеса?
- Да, был Ахметов, и в первые годы войны эта помощь была просто фантастической, как рассказали мне друзья и знакомые. Там старики выживали только благодаря ему, да и не только старики. Мы пока с Ахметовым никак не взаимодействуем .
- Такой политик, как Виктор Медведчук, предлагал вам помощь?
- Нет, не предлагал.
- Слышали ли вы такие резкие высказывания выходцев с Донбасса, что надо сейчас сжечь напалмом все, что есть на неподконтрольных территориях?
- Сейчас в моем круге общения земляки, которые продолжают считать Донбасс своим домом и мечтают, чтобы он вернулся. Но на Платформе разговаривать мы будем со всеми. Не знаю, чем озлоблены те, кто хочет все сжечь, - каждый конкретный случай имеет под собой конкретный фундамент. Это или личная глубокая травма. Или оставшаяся озлобленность на ту власть, которая бездействовала в тот момент, на "элиту", которая сразу же сбежала в 2014 году из региона или вела себя совсем не адекватно ситуации. По Донецку уже колонны неизвестных людей ходили с чужими флагами, а местные власти были озабочены рытьем полутораметрового рва в районе границы с Россией или покраской каких-то столбиков в желто-голубой цвет…
- Вы стали во главе Платформы, так как являетесь сами донецким и для донецких – некий моральный авторитет. Чувствуете ли вы себя своим для Донецка?
- Я встал во главе Платформы, потому что с приходом президента Зеленского почувствовал, что что-то может измениться в стране. А чтобы что-то изменилось, должен быть человек, который понимает регион. Я не переоцениваю свое значение ни для региона, ни для Украины, но я вижу, что смогу сделать что-то нужное и важное для страны, для Донбасса. Во время предвыборной кампании, когда я был кандидатом в депутаты, у меня получились какие-то вещи – дать людям воду, помочь с восстановлением, с зарплатами… Очень хочу, чтобы и сейчас получилось!
Уже понятно, что Донбасс России не нужен. Региону нужно возвращаться в Украину, а нам - в свои дома. В Донецке я всегда чувствовал себя своим. Но с 6 июня 2014 года по понятным причинам меня там не было.
- Как бы вы ответили на вопрос "Можно ли мириться с коллаборантами?" Это одно из основных обвинений в адрес жителей неподконтрольных территорий, несмотря на то что многие имеют проукраинские взгляды? Считаете ли вы приемлемым это слово в отношении тамошних жителей?
- Коллаборанты? Кто, мирные жители неподконтрольных Украине территорий Донбасса? Наверное, нет, это слово неприемлемо для них…
- Известно, что в "Квартале" много ребят из Донбасса, например Евгений Кошевой – из Алчевска Луганской области. Похоже, он как-то дистанцировался от создания Платформы примирения и участия в ней?
- Нет, ну что вы! Когда появилась идея Платформы и я сказал Жене: "Ты же луганский, ты же поддержишь?", он ответил: "Конечно, сделаю все что нужно!" И таких людей, которые готовы нас поддержать, достаточно много. Актер Владимир Горянский – из Луганской области, спортсмен Сергей Бубка – из Донецка, музыканты, модельеры, писатели, спортсмены, медики… Очень много!
- Прокомментируйте, пожалуйста, свои слова о "внутреннем конфликте" на Донбассе, ведь именно они вызвали гнев националистических организаций и обвинения в предательстве интересов Украины – от депутатов.
- Фраза "внутренний конфликт" вырвана из контекста. Смотрите: у нас на востоке идет гибридная война. Ее инициировала и поддерживает Российская Федерация. У нас какая-то многослойная война получается.
Слой - Россия и "мировой Запад", затем слой - Россия и Украина, следующий слой – Украина и Украина, вот тот самый внутренний конфликт (вспомните, какое гражданство у "бойцов", к примеру, батальона "Восток" и их предводителя Ходаковского). И еще один слой – это ошалевшие от происходящего мирные жители оккупированных территорий, которые не смогли выехать. Которые остались, живут там, старики, пенсионеры… Их нельзя сбрасывать со счетов, это будет огромной ошибкой.
Ну и давайте вспомним, что термин "гибридная война" звучал и из уст бывшего президента Украины Петра Порошенко, и Арсена Авакова, и даже лидера Национального корпуса Андрея Билецкого!
(Гибридная война — вид враждебных действий, при котором нападающая сторона не прибегает к классическому военному вторжению, а подавляет своего оппонента, используя сочетание скрытых операций, диверсий, кибервойны, а также оказывая поддержку повстанцам, действующим на территории противника. - Прим. авт.).
- А когда вы в последний раз были в России? И как считаете, надо ли вести переговоры с Российской Федерацией по поводу Донбасса?
- Я был в последний раз в России в 2011-2012 году. Что же до переговоров, то Российская Федерация и так уже участвует в этом процессе. Но это дело дипломатов. Мы не уполномочены вести переговоры с Россией или с "Л/ДНР", мы не входим в состав минской группы, не ведем геополитических игр. Мы налаживаем диалог с обычными людьми — учителями, студентами, рабочими. Нам важно, чтобы жители Донбасса воспринимали Украину. И жители всех остальных регионов Украины воспринимали жителей Донбасса. Это нелегкий труд. Но мы верим в успешный результат.
- Думаете, Минские соглашения помогут как-то изменить ситуацию на востоке Украины?
- Подписанные предыдущей властью, они пока единственный инструмент. Сейчас команда президента пытается как-то модернизировать этот формат, потому что все эти годы он не работает. Но! Стоит только выйти с какими-то предложениями – сразу сопротивление. И с той стороны, и с нашей. Нет чтобы поддержать… Наоборот, палки в колеса ставят. Кто ставит? Те, кому война выгодна.
Наш визави
Сергей Сивохо - украинский актер кино и телевидения, телеведущий, продюсер, певец, шоумен, радиоведущий, пародист, креативный продюсер ООО "Квартал 95".
Родился в Донецке в 1969 году. Окончил Донецкий политехнический институт и Донецкий институт предпринимательства.
В июле 2019 года баллотировался в депутаты Верховной Рады от партии "Слуга народа" в округе № 49 Донецкой области (города Дружковка, Константиновка, Константиновский, Покровский районы). Сивохо проиграл кандидату от "Оппозиционной платформы – За життя" Валерию Гнатенко и своему земляку Борису Колесникову от "Оппозиционного блока".
С октября 2019 года — советник Секретаря Совета национальной безопасности и обороны по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса (на общественных началах).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ