"Толока": многослойная красота и оптимистическая драма украинского возрождения

На экраны выходит фильм – романтическая баллада Михаила Ильенко об особенностях украинского характера, о терпении, вере и единстве.

Фото: Фото: кадры из фильма

В 116 минутах - 400 лет наиболее драматических моментов в истории Украины: от казацких времен до аннексии Крыма и начала АТО. Это не история о победах, это оптимистическая драма о том, что даже разрушенные до основания, мы снова и снова поднимаемся, чтобы снова и снова строить свою Хату – свою страну.

Короток век украинской хаты – от войны до войны. Всевозможные беды разрушают ее, но снова и снова собираются люди на толоку, чтобы вместе возвести новые стены. И так – без конца и края. 12 домов потеряла и, не теряя надежды, 400 лет отстраивала их заново главная героиня Катерина, надеясь, что именно в эту хату рано или поздно вернется ее любимый. Раз за разом, разные беды – в картине это и Петр I, и большевики, и Сталин, и Голодомор, и Вторая мировая, и затопленные села, и Чернобыль, и события 2014 года. 

"Ми терплячі дуже. Це толока, мабуть, нас так привчила: спалить сусід хату, так ми глини накопаємо, толоку зберемо – хай знову палитиме, - говорит один из героев картины. – Колись же в нього сірники закінчаться".

400 лет Катерина сталкивается тем, что ее дом рушат. Но она снова и снова терпеливо его восстанавливает. Фото: кадры из фильма

Вынашивал идею более полувека

Впервые в Украине за годы ее независимости снят фильм по произведениям Тараса Шевченко. Картина "Толока", как принято говорить, трудной судьбы. Снималась она в течение более 7 лет – так долго в основном из-за финансовых трудностей. Но идея фильма родилась у режиссера Михаила Ильенко более 50 лет назад.

- Эта история началась в 1967 году, на берегу Днепра, в селе Бучак (Каневский район, Черкасская обл. – Ред.) - вспоминает Михаил Ильенко. – Мой брат Юрий говорил мне: "Смотри, вот украинская хата, а в ее стенах великая тайна неистребимости Украины. Потому что есть толока. И если что-то случилось, какое-то несчастье, то здесь есть вода, глина, камыш, что-то растет для каркаса. Но главное – это толока. Вот тут еще дым на пепелище, а рядом уже готова новая хата. И она дает шанс на жизнь". 

Слова брата запали режиссеру в душу. И с тех пор он не переставал думать, как бы показать эту украинскую традицию. 

- Мы теряем память, - размышляет Михаил Герасимович. – Наш фильм – это попытка эту память вернуть. Удивительно то, что толока – эта уникальная, победоносная система украинского самоспасения - не оставила следа ни в живописи, ни в литературе.

Сюжет фильма родился, когда Ильенко прочитал балладу Шевченко "У тієї Катерини хата на помості…" - всего 66 строк.  О том, как три казака влюбились в Катерину, а она пообещала выйти за того, кто вызволит из плена ее брата. Во время поисков два казака погибли, а третьему удалось спасти брата и привезти его в Украину. И только тогда Катерина призналась, что это не брат, а ее возлюбленный. (Кстати, Михаилу Ильенко удалось найти решение загадки, почему в балладе Шевченко о том, что пленник – не брат, а любимый Катерины, третий казак узнает лишь по возвращении на родину). 

Образы персонажей вырисовывались постепенно. Что-то из наблюдений, что-то из воспоминаний. Так, образ одного из казаков – Семена Босого - сложился из воспоминаний о рассказе легендарного украинского актера Ивана Миколайчука. Когда-то в юности он столкнулся с сумасшедшим, и не было возможности с ним справиться. Но что-то натолкнуло Миколайчука на мысль выписать сумасшедшему справку о том, что тот здоров, – и это сработало. Странная история нашла отражение в картине, рефреном повторяясь через столетия. 

Персонажи обрели еще более четкие черты, когда Михаил Ильенко начал ездить в 2014-2016 годах на передовую, знакомясь с добровольцами и волонтерами АТО. Собственно, затем они и стали первыми зрителями картины, когда осенью 2019 года съемочная группа побывала более чем в 20 городах и поселках Донецкой области.

- Мы бывали в таких местах, где люди уже забыли, что такое кинотеатр. Мы приезжали со своей аппаратурой, - вспоминает Ильенко. – И тем не менее, реакция зрителей была для меня самой большой поддержкой.  

Неудивительно, что команда фильма приняла решение: 7 гривен от каждого билета благодаря совместному проекту с фондом "Повернись живим" пойдут на нужды украинских военных. А основатель фонда Виталий Дейнега назвал картину "гимном украинского волонтерства".

Игра Катерины - Иванны Ильенко больше напоминает танец. На фото с Богданом Бенюком. Фото: кадры из фильма

Визуализированная поэзия памяти

На допремьерном показе картину Михаила Ильенко называли арт-хаусом, говорили о возрождении украинского поэтического кино времен Параджанова, Ивана Миколайчука, Юрия Ильенко. Но сам режиссер уверен: поэтическое кино в Украине никогда не умирало.

Во всяком случае, эту работу сложно назвать обычным фильмом, пусть даже избитым термином "авторское кино". Это романтическая притча, экранизированная поэзия, наполненная метафорами, намеками и символами. И настолько завораживает каждый кадр, что хочется нажать на паузу и рассматривать травинки в поле, звезды в бездонном черном небе, цветы на стенах дома, капли крови, смешивающиеся с белоснежной струей молока. 

Кукольные страсти тиранов и титанов – карлики на фоне бессмертной, восстающей, как феникс из пепла, Хаты. И это очень личное для каждого украинца, даже если казацкие времена мы знаем лишь из учебника истории. Но в нас живы наши воспоминания, воспоминания родных о голоде в 1933 году, о 60-х с идеей затопления сел ради воды в Крым и проч., об изменившем мир 1989-м и о совсем недавних событиях – о войне, которая длится до сих пор. 

Это фильм и о любви, и о надежде, и о бесконечной борьбе за выживание и за свой родной дом, который постоянно разрушает враг. Это образ нашей Украины: глубокое и многослойное произведение, где нашлось место и трагедии, и юмору и всепобеждающей вере в то, что Украина выстоит, несмотря на столетия сожженных домов, несмотря на миллионы погибших. И о том, что рано или поздно разорвется бесконечный круг разрушений. И наша история выйдет на новый виток. 

Одна из бед, уничтожившая Хату – символический залп "Авроры". Фото: кадры из фильма
В фильме снялось много известных украинских актеров: Богдан Бенюк, Сергей Романюк, Олег Примогенов. Фото: кадры из фильма
Хата у Михаила Ильенко живая: она разговаривает, умирает, возрождается сама и не дает погибнуть памяти. Фото: кадры из фильма

ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ

Иванна Ильенко: Вся наша жизнь – это толока

Пластика главной героини в исполнении Иванны Ильенко завораживает. Каждое ее движение - возводит ли она стены хаты, заботится о детях, носит воду, месит ногами глину, хватает топор или вилы, защищаясь от врагов, – настолько плавно и отработано, что выглядит как настоящий танец. 

- Своего рода "Толока" - это концентрированная история Украины: 400 лет за два часа. Можно смотреть, как учебник. Но фильм на самом деле не однозначный. Очень хочется, чтобы зритель, пересматривая его через год, два, десять, – сравнивал свои эмоции. И в картине столько слоев, что в нем найдет свое зритель любого возраста. Получился своеобразный комикс об истории Украины – сжатый, но емкий, - описывает Иванна свои впечатления от фильма.  

Об идее показать украинскую толоку Иванна слышала от отца, сколько себя помнит. Поэтому на вопрос "КП" в Украине", помнит ли она тот момент, когда Михаил Ильенко объявил о том, что решил снимать фильм…

- В этом сценарии, можно сказать, я родилась, и можно сказать, что я его знала всегда. Из-за этого и длительный перерыв (съемки начались в 2013 году – но из-за нехватки финансов через год картину заморозили. Возобновился процесс лишь в 2017-м. – Ред.) для меня прошел практически незамеченным. И я даже не могу вспомнить, когда впервые он сказал о замысле. Все эти истории, которые в сценарии, я с детства слышала по кусочкам. И вот когда сложилась уже цельная картина, я лишь могла подумать: "Ого!" 

- Какие у вас возникли эмоции, когда отец предложил вам главную роль? Может, было страшно, как подойти к такому масштабу?

-  Страх? Возможно… Да нет, не так. Вероятно, вам приходилось видеть такие представления, где каждый актер вынужден спасать себя сам. А здесь есть возможность доверять режиссеру на 100%. Михаил Герасимович может к каждому найти особый подход. И это поддерживает.

- В фильме было столько разрушенных домов и их историй, столько толок – какая из них больше всего запала вам в душу?

- Больше всего затронули даже не сам процесс восстановления. Больше всего задел похорон Хаты. И когда мы снимали, и когда я пересматриваю фильм, этот момент меня трогает больше всего. 

- А что для вас толока?

- Я пару раз была на настоящей толоке. Но на самом деле – это же и есть наша жизнь. Майдан – это толока, нужно накормить армию – толока. Нужно только хорошо подумать о том, какую Хату возвести, чтобы никакой враг ее больше не уничтожил.

Справка "КП"

Кроме того, в камео появляются звезды украинской музыки, кино и телевидения. Среди них Сергей "Фома" Фоменко, Олег "Фагот" Михалюта, Ахтем Сеитаблаев, Роман Коляда и другие.

Читайте также

Премьеры недели: зомби, Пиноккио и непобедимый робот

Что покажут в кинотеатрах с 12 марта.