Девальвация в Украине: кто выиграет от слабой гривни

Новый премьер-министр Денис Шмыгаль раскритиковал укрепление гривны, но стоит ли ее опускать в угоду росту экономики?

Фото: Григорий КОНСТАНТИНОВ

Еще неизвестно, станет ли новый руководитель Кабмина Денис Шмыгаль полноценной новой метлой, но несколько резонансных заявлений в первые дни своего премьерства он уже успел сделать. Одно из них касается курса гривны. По мнению нового премьера – укрепление национальной валюты было ошибкой. Мы поговорили с экспертами относительно того, поможет ли экономике девальвация и насколько велика вина НБУ в сложившейся ситуации.

Слова премьера напугали инвесторов

Новый глава правительства по старой доброй традиции раскритиковал действия своих предшественников. Начал он с крепкой гривны. Выступая с трибуны парламента Денис Шмыгаль заявил, что позитива от укрепления курса гривны не было.

"Сейчас мы увидели только укрепление гривны, которое ударило, к сожалению, по экспорту, но никак не отразилось на благосостоянии обычных украинцев", - сказал он.

Шмыгаль заявил, что одной из целей нового правительства будет усиление экономического блока, который "должен обеспечить рост промышленности и аграрного сектора". По сути, премьер прямо не сказал, что правительство будет ослаблять национальную валюту. Да и не его это сфера ответственности. Однако, иностранные инвесторы тут же отреагировали на такие слова.

Американский инвестиционный банк Morgan Stanley посоветовал клиентам сократить позиции в еврооблигациях Украины после смены правительства и потенциального замедления реформ в стране.

"Мы рекомендуем продавать еврооблигации Украина-2030 и покупать облигации Египет-2031", – отмечается в отчете.

При этом, банкиры насчитали пять потенциальных угроз от работы нового премьера:

-  потеря реформаторов,

- возможное повышение социальных расходов вопреки бюджетному дефициту,

-  ослаблению гривны, увольнение силовиков,

-  возможное прекращение сотрудничества с МВФ.

Чем плох дешевый доллар

Казалось бы, для простого гражданина дешевый доллар – это благо. Из-за него дешевеют импортная техника и бензин, становятся доступнее поездки за рубеж. Однако, украинским производителям в таких условиях становится сложнее конкурировать на мировых рынках, а переводы заробитчан теряют в цене.

- Прошлый Кабмин запомнится не только обвалом системных макроэкономических показателей, как то: промышленной рецессией, бюджетным кризисом и резким замедлением темпов роста ВВП, - говорит экономист Алексей Кущ. - Но и весьма экзотическими достижениями, к которым я бы добавил потребительскую дефляцию в декабре (впервые за годы независимости) и минимальное производство молока за последние сто лет. Инфляция - это, разумеется, прерогатива НБУ, но то, что в предновогоднем декабре у украинцев не было средств, чтобы создавать очереди в супермаркетах - заслуга правительства. Если бы при помощи пирамиды ОВГЗ и НБУ укрепить гривну еще на 15%, то можно было бы побить столетний антирекорд и по "яйцам".

Хотя в чем-то Нацбанк можно было понять. Ведь, когда в страну хлынула валюта, то регулятор начал ее выкупать. За прошлый год он купил около 8 миллиардов долларов. Но выкуп валюты – это фактически эмиссия гривны. Чтобы убрать с рынка лишние деньги, которые в том числе давят и на цены, НБУ продавал банкам депозитные сертификаты и снижал курс доллара.

Некоторые эксперты говорят, что условия для ревальвации были заложены раньше, когда гривну слишком девальвировали.

- Главным образом гривна укреплялась из-за жесткой политики НБУ, который увеличил учетную ставку до 30% в 2015 году в рамках борьбы с резким падением курса гривны - только за первые два месяца того года она подешевела более чем на 110% к доллару, - пояснил "КП" в Украине" Сергей Родлер, аналитик TeleTrade. - К 2019 году Украине удалось разобраться с частью своих проблем, что, наравне со все еще высокой учетной ставкой, привлекло внимание иностранных инвесторов: они увеличились покупки госдолга почти в 18 раз по сравнению с 2018 годов, до 115,8 млрд гривен. Именно высокий спрос на гривневые ОВГЗ и способствовал столь устойчивому росту курса, происходящему вопреки укреплению доллара на международном рынке. Усиление страхов касательно коронавируса заставило фонды взять некоторую паузу - последние аукционы Минфина оказались провальными, так что в обозримом будущем курс гривны вполне может продолжить снижение до 25,50 -26,00 за доллар и без дополнительных усилий со стороны правительства.

Кто выиграет от девальвации

Эксперты говорят, что девальвировать гривну несложно. Для этого Нацбанку достаточно продолжать снижение учетной ставки.

- НБУ планирует снизить учетную ставку до 7% к концу года - достаточно амбициозная цель, но даже сокращение ставки до 8-9% позволит не только ослабить гривну до более комфортных для экспортеров уровней, но и оживить кредитный рынок в стране, - говорит Сергей Родлер.  Например, сегмент ипотеки, который на данный момент практически отсутствует в стране из-за необходимости платить порядка 20% в год (проценты + прочие обязательные выплаты).

Выиграет от этого и часть украинского крупного бизнеса, особенно те, кто занимается экспортом.

- Для Украины, как страны экспортера, это достаточно важный момент, - говорит Родлер. -  Слабая валюта позволяет увеличивать свое присутствие на рынке за счет более привлекательных цен. Можно заметить, как укрепления гривны негативно влияет на экономику: в IV квартале темп роста ВВП оказался самым медленным - всего 1,5% к аналогичному периоду 2018 года, а государственный бюджет недосчитался 23 млрд гривен или 2,3% всех доходов за весь прошлый год. Украинские металлурги потеряли достаточно много денег за счет снижения рыночных цен из-за торговых войн и будут терпеть убытки и дальше из-за вспышки коронавируса уже в текущем году, но сильная гривна будет лишь усиливать давление - в 2019 году они потеряли более 1 млрд долларов.

Согласен с коллегой и аналитик "Альпари" Максим Пархоменко. По его словам, кроме металлургов, на короткий период получится оживить строительный рынок.

- В первую очередь от девальвации, кроме экспортеров, выиграют многие строительные компании, - говорит Максим Пархоменко. - Но позитив от этой истории будет на небольшом промежутке времени. В целом, снижение позволит минимизировать затраты по созданию продукции, но это будет актуально только для продуктов с низкой долей обработки товаров или тех, которые экспортируют сырье. По сути, их ценность для экономики небольшая, но в долгосрочной перспективе они не позволят сформировать экономический рост из-за слабой отдачи для экономики. Снижение гривны позволит ускорить темпы покупки жилья, но всего на несколько месяцев. По факту сильный курс гривны делает инвестиции в недвижимость более привлекательными. Падения курса отсрочит планы по снижению ставки, что позволит отсрочить планы по запуску ипотеки. Это будет значительным минусом для наших строительных компаний на более длительном периоде.

Кроме того, плановая девальвация может вызвать панику не только среди инвесторов, но и подтолкнуть население начать покупать больше валюты про запас.

- Снижение доллара до 23.5-24.6 гривен, которое ранее произошло, было следствием позитивной деятельности правительства и политических факторов, - говорит Максим Пархоменко. - Самой цели - снизить курс доллара - перед нашим правительством не было. Важно понимать, что снижать курс наше правительство может только за счет давления на НБУ. У регулятора нет рычагов, кроме как денежной эмиссии (печатного станка), при реализации этой программы курс будет выше отметки в 26, но, скорее всего, на ней он не остановится, что приведет к панике. Иными словами, снижение курса может повлечь формирование нового кризиса для украинской экономики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Шмыгаль назвал три шага по возрождению промышленности 

По словам премьер-министра, Украина – едва ли не единственная страна в мире, которая не лоббировала своих промышленников.