Экипаж арестованного в Китае судна: наши моряки готовы работать даже "под черным флагом"

Часть команды корабля, которой удалось вернуться в Украину, рассказала о своих злоключениях, о задержках зарплаты, о судьбе товарищей и об условиях на рынке труда для украинских моряков.

Фото: Соцсети

Сентябрь 2018 года. Балкер New Orion брошен в акватории порта Тайчунг (Тайвань). Судовладелец (на тот момент греческая Euroseas International Limited) заявил о том, что судно выставлено на продажу, и буквально оставил моряков без денег, воды, еды и медикаментов...

Март 2019 года. Профсоюз сотрудников морского транспорта Украины предостерегает моряков от работы на судне New Orion (флаг Грузии). Известно, что компания-судовладелец (на тот момент греческая Euroseas International Limited) не платит своим экипажам зарплату и не обеспечивает их продовольствием…

Ноябрь 2019 года. Судно New Orion с 23 украинскими и российскими моряками на борту задерживают власти Малайзии. Экипаж обвиняют в том, что у них нет разрешения порта на якорную стоянку. Им грозит серьезный штраф или 2 года тюрьмы… 

Не спугни смену

В июне прошлого года новый экипаж, подписав контракты, прибывает на New Orion (под флагом Камеруна) в Китай сменить предыдущий состав. Их предшественники умалчивают о том, что балкер проблемный (как технически, так и репутационно), руководствуясь морской поговоркой "Не спугни смену". В случае если сменщиков что-то не устроит, они имеют право в течение трех дней вернуться домой, и это не считается нарушением условий контракта.

Команда заступает на службу. Через несколько месяцев матросы интересуются, где же обещанная зарплата. Затем судно снова арестовывают китайцы, мотивируя тем, что владелец судна не до конца расплатился за летний ремонт. Буксирами New Orion оттаскивают на два километра по реке Янцзы, где и оставляют до решения вопроса.

 - Мы застряли на судне, ситуация была плачевная. Из-за отсутствия топлива для дизель-генераторов в холодильниках начала портиться еда. В камерах стояла плюсовая температура, - рассказывает "КП" в Украине" один из членов экипажа. - Жили в режиме экономии, занимались обеспечением жизнедеятельности судна, несли вахты в машинном отделении. Каждый день у нас был тот самый "день сурка" - одно и то же, ничего не менялось.

В феврале 2020-го экипаж сигнализирует о беде всеми способами, рассылая во все СМИ тревожные письма. После поднятой шумихи часть экипажа, получив свои деньги, возвращаются домой. Остальные остаются на судне, их судьба пока под вопросом.

- Из Шанхая мы летели в Гонконг, потом в Турцию, а оттуда - домой в Украину. Сутки мы жили в аэропорту Гонконга, ждали свой самолет. Обычно в таких случаях компания-судовладелец предоставляет гостиницу для команды, но мы вот провели целый день на диванчиках в аэропорту… Слава богу, уже дома. Ребята, которые остались на борту New Orion, пока молчат, новостей от них нет, - поделился с нами член экипажа.

С проблемного судна New Orion уже несколько месяцев не могут выбраться наши моряки. Фото: Соцсети

Понадеялись: авось пронесет

 Почему команда пошла на судно со столь неприглядным прошлым? 

- Мы размещали резюме, нам звонили из крюинговой компании, предложили работу. Информацию о судне мы, конечно, проверяли в интернете, но в компании убеждали - судно будет нормально работать, на него большие планы. Вот и понадеялись: авось пронесет. У меня это был вообще первый рейс. Согласился, без задней мысли, - с грустью рассказал "КП" в Украине" один из членов экипажа New Orion, просивший не указывать его имя. - Но сразу все пошло ужасно: сначала поломки, потом задержка зарплаты… 

- К сожалению, моряки поставлены в особые рамки работы. Они не могут в случае подобных форс-мажоров покинуть борт судна и уехать домой, - рассказал "КП" в Украине" руководитель проектов Фонда помощи морякам "Ассоль" Андрей Шевченко. - По морским конвенциям и законам на борту должен остаться минимальный экипаж, который обеспечивает безопасность и жизнедеятельность судна. Неуправляемое судно на рейде или у порта - это угроза судоходству и экологии. Если экипаж сойдет на берег, он будет задержан и арестован за это.

 Почему же украинские моряки, невзирая на такие условия, идут работать на суда "под черным флагом" - неблагонадежные, с плохими условиями и не самой большой зарплатой? 

- Ситуация на рынке труда такова - командного состава у нас недостаток, а рядовых матросов - переизбыток. И работодатели, как и везде, предъявляют странные требования: молодой специалист с десятью годами опыта. Но как получить опыт, не выходя в рейс? Наши моряки соглашаются на любые предложения. Тем более предложений на этом рынке не так уж много, опять же - из-за переизбытка рядового состава.

Страдают профессионалы

Не является исключением и трудоустройство за деньги. Размер "благодарности" обычно равняется размеру месячной зарплаты. Был случай, когда эта цифра достигла 20 000 долларов - зарплата капитана танкерного флота за месяц. Если учесть, что контракты заключаются сроком на 5-6 месяцев, то такое подношение не особо бьет по карману капитана.

 - По нам бьют и попытки судовладельцев заменить рядовой состав матросами из Азии, готовыми работать за меньшую зарплату и находиться на судне по году, а то и больше. При этом, согласно международным конвенциям, срок беспрерывного нахождения на воде - 11 месяцев, все что дольше - незаконно. Но азиаты соглашаются, а судовладельцы экономят на поисках нового экипажа и доставке новой команды на судно, - говорит Андрей Шевченко.

- Наши моряки могут ждать рейсов по полгода и получать отказы, и поэтому хватаются за любую возможность и верят, что им повезет. Слишком много фирм выдают сертификаты моряков людям без должного образования, и уровень их квалификации ниже требуемого. Международные фирмы это не устраивает, и они ищут наемный труд на стороне. Страдают от этого и наши профессионалы. А ведь десять лет назад украинский моряк был на вес золота… - рассказал нам Максим Максименко, член общественной организации "Спільна мета", которая тоже встала на защиту наших моряков в Китае.

Второе место по числу брошенных

Пока еще можно говорить о том, что украинские моряки входят в пятерку востребованных профессионалов морской индустрии. Один раз в пять лет они подтверждают свои дипломы, причем сделать это можно не только в Украине, но и за рубежом, в любом сертифицированном учебном центре, признанном Международной морской организацией. 

К сожалению, высокий профессионализм не страхует наших моряков от нечистоплотных судовладельцев. Так, по данным профсоюза работников морского транспорта Украины, в прошлом году среди общего числа брошенных судовладельцами моряков украинцы занимают второе место: в кризисной ситуации оказался 51 гражданин Украины - 22% от общего количества моряков. 

Пока же у наших моряков есть только один способ защитить свои права - подавать в суд на владельца судна. Тогда New Orion будет арестован и станет залогом финансовых претензий команды. Если судовладелец не рассчитается с командой - балкер будет продан с аукциона. Да, дело это не быстрое, но вполне реальное, и прецеденты уже есть не единичные. Увы, не все моряки об этом знают.

 КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

 Как сообщили "КП" в Украине" сослуживцы оставшихся на судне New Orion моряков, со стороны компании продолжаются клятвенные заверения о скорой замене экипажа. Пока компания Vercania Holdings LTD оттягивает этот процесс, оправдываясь дороговизной билетов на самолет для членов команды. 

- Со стороны руководства нет никаких действий на погашение долгов по заработной плате. Задолженность на конец марта будет составлять срок от трех до шести месяцев. При всем этом поступают ультимативные указания на ведение работ на судне, - рассказали моряки. - Хочется, чтобы люди, ассоциирующие себя с руководством компании Vercania Holdings LTD, имели смелость ответить за все свои обещания и заново убедили всех в том, что они не случайные люди в морском бизнесе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинцы, которые находятся на арестованном судне недалеко от Уханя, терпят бедствие

22 членов экипажа остались без поддержки.