Это вам не на гитаре играть, или Как "Укрзализныце" будут искать нового руководителя

Для поиска привлечена международная компания Boyden, стоимость услуг которой составляет 837,5 тысяч гривен.

Фото: facebook.com/Ukrzaliznytsia

С нулевой толерантностью к коррупции

О том, что в поисках своего нового главы "Укрзализныця" обратилась к международной компании Boyden, на своей странице в написал министр инфраструктуры Владислав Криклий. 

"Управлять "Укрзализныцей" – это вам не на гитаре играть, - "тонко" намекнул Криклий на предшественника Кравцова Войцеха Балчуна. – Начинаем поиск достойного главы "Укрзализныци". Наблюдательный совет УЗ принял решение начать процесс конкурсного отбора на позицию главы правления компании. Нам нужен крутой менеджер с нулевой толерантностью к коррупции. Для этого привлекли международную компанию по подбору управленческого персонала Boyden".

Криклий утверждает, что конкурс будет открытым и независимым – никакого внешнего влияния. А победит тот кандидат, который докажет свой высокий уровень компетенции, будет иметь четкое понимание текущей ситуации и работы "УЗ" и представит перспективное видение стратегического развития компании.

Как вы уже догадались, Boyden будет работать не бесплатно. Как сообщается на площадке онлайн-торгов , стоимость услуг международной компании по обеспечению поиска и отбора кандидатов на должность главы "Укрзализныци" составляет 837 500 гривен.

"Это худший путь"

Возникает закономерный вопрос: почему компания не может справиться с поиском кандидата и привлекает специалистов, берущих за свои услуги немалые деньги? Неужели Мининфраструктуры не в состоянии провести конкурс самостоятельно?

Транспортный эксперт Василий Шевченко поясняет: сегодня в "УЗ" есть свои особенности: с одной стороны, она является госпредприятием, с другой – акционерным обществом, интересы акционеров которого защищает Набсовет. Согласно уставу, высшим органом АО являются общие сборы, а функции общих сборов выполняет Кабмин. То есть, говоря другими словами, "Укрзализныцей" управляет правительство.

- Кабмин может искать топ-менеджера самостоятельно, а можете перепоручать это как Набсовету, так и сторонним компаниям, - говорит Василий Шевченко. – На мой взгляд, был выбран худший путь – прибегнуть к помощи хэдхантеров.

Во-первых, поясняет эксперт, непонятно, чем рекрутеры будут руководствоваться в своем выборе – то есть, прозрачности нет. Во-вторых, если на эту должность будут снова предложены иностранцы, то нужно изначально понимать, что у иностранцев нет и не может быть опыта работы, необходимого для управления "УЗ". В лучшем случае иностранные управленцы имеют опыт руководства пассажирскими перевозками, в то время как в Украине 80% перевозок - грузовые.

Более того: при реорганизация компании в одно юридическое лицо мы пошли по российскому пути, и этот путь оказался для нас крайне неудачным. Все рассказы предыдущего руководителя "УЗ" о том, что пассажиропоток не падает, оказались манипуляцией: он держится из последних сил исключительно за счет пригородных поездок. Нынешний менеджмент является сторонником оптимизации путем сокращения железнодорожных станций, и это приводит к еще большим потерям: фактически "УЗ" всех своих клиентов передает автомобильному транспорту – им уже возят даже зерно!

И, наконец, в-третьих, этот поиск топ-менеджера очень похож на имитацию, и, говорит Шевченко, он не удивится, если на самом деле выбор уже давно сделан. 

Желающих будет немного

Но вернемся к сумме 837 500 грн. Надо сказать, что если среднестатистическому украинцу она кажется непомерно высокой, то у специалистов никакого удивления не вызывает.

По словам директора по странам Восточной Европы компании World Staff Виталия Михайлова, Boyden – это известная международная компания по поиску топ-менеджеров, имеющая свое представительство в Украине. В классическом варианте такие компании берут за свои услуги 33% от годовой зарплаты будущего руководителя.

Нетрудно посчитать, что если это условие соблюдалось и в нашем случае, то зарплата нового руководителя "УЗ" составит порядка 210 тыс. грн или около 8,5 тыс. долларов в месяц. Это сравнительно небольшая сумма для менеджера такого уровня. Для сравнения: по итогам 2018 года тогдашний руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов занял второе место в списке самых высокооплачиваемых украинских топов с доходом 7,3 млн грн в год, или 608 тыс. грн в месяц.

Впрочем, говорят эксперты, даже с более привлекательными условиями желающих заступить на такую должность будет немного.

- Люди из бизнеса соглашаются работать на государство крайне неохотно, - говорит Виталий Михайлов. – Даже достаточно высокая зарплата часто не может перевесить политические риски и риски потери репутации. Подобные должности называют "расстрельными", поскольку что бы человек не делал, при увольнении на него "повесят всех собак", вплоть до заведения уголовных дел. А если он еще и перекроет какие-то каналы и схемы, ему придется очень долго ездить в бронированной машине с охраной. Как вы понимаете, все это успешному бизнесмену совершенно не нужно.

Рассказал эксперт и о том, за что именно платят международным рекрутерам.

- Для начала они составляют лонг-лист – длинный список подходящих кандидатов. Скорее всего, поиск будет международным, и это может быть несколько десятков человек, - объясняет Михайлов. – После этого рекрутеры начинают собирать рекомендации: связываются с предыдущими и текущими работодателями, бизнес-партнерами, анализируют информацию. В том числе и проверяют, чтобы на человека не наговорили – у нас бывает и так, чтобы к конкурентам не ушел. Клиенту же предоставляется шорт-лист из 3-5 человек, которые подходят под требования и готовы рассматривать предложение.

То есть, резюмировал эксперт, свои деньги агентство получает за то, что на тарелочке с голубой каемочкой приносит заказчику три-пять кандидатур, которые, во-первых, могут выполнять работу, во-вторых, хотят ее выполнять, и в-третьих, являются безопасными для компании. К каждой кандидатуре прилагается отчет с сильными и слабыми сторонами претендента.

При этом задача агентства - только предоставить кандидатуры, а окончательный выбор делает заказчик, он же и несет за этот выбор ответственность. На сайте Prozorro указано, что заказчиком является филиал "Центр сервисного обеспечения" ПАО "Укрзализныця".

КСТАТИ

"Победитель" есть, а конкурса не было

На сайте Prozorro ООО "Boyden Украина" имеет статус "победителя", и мы решили выяснить, в какой конкурентной борьбе эта компания одержала верх над соперниками.

"В соответствии с абз. 2 ч.1 ст.2 Закона Украины "О публичных закупках", Закон применяется к заказчикам, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товаров, услуг равняется либо превышает 1 млн грн, а работ – 5 млн. грн, - пояснили "КП" в Украине" в юридическом отделе компании Zakupki.ua. - Согласно п.4 ч.1 ст.1 Закона одной из отдельных сфер хозяйствования является предоставление услуг по использованию инфраструктуры жд-транспорта общего пользования, обеспечение функционирования городского электротранспорта и эксплуатация его объектов для предоставления услуг перевозок. То есть, можно допустить, что АО "Укрзализныця" заключает договора на сумму до 1 млн грн без проведения определенных Законом процедур закупок".

То есть, как можно понять из этого ответа, компания "Бойден Украина" стала "победителем" без всякого соревнования: конкурса не было, потому что сумма составляет менее 1 млн грн?

Да, еще раз подтвердили в юротделе. Стороны заключили прямой договор и обнародовали отчет об этом в электронной системе закупок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как до Луны пешком: достигнут ли украинские зарплаты уровня Польши