Кинокритик Андрей Алферов об Оскаре-2020: Почему победили "Паразиты" и в чем феномен "Джокера"

Впервые в истории кинопремии главный приз выиграл фильм на иностранном языке.

Фото: кадр из фильма

Чем так примечательна южнокорейская картина "Паразиты", почему "Джокера" полюбили во всем мире и какого кино нам ждать в будущем – эти и другие вопросы мы обсудили с популярным кинокритиком Андреем Алферовым.

 

Время сложных историй

- Андрей, как бы вы объяснили успех "Паразитов"? Тем более что впервые за годы "Оскара" лучшей стала неанглоязычная картина.

- Да, это первый прецедент в истории кино, кинопремии "Оскар", когда побеждает фильм на иностранном языке. Конечно, можно вспомнить еще "Артиста", который тоже отчасти был иностранным, но это было немое кино. Плюс продюсером был Харви Вайнштейн. 

Так что "Паразиты" - первый случай такой победы (По сюжету "Паразитов" семья бедняков, ютящаяся в подвале, постепенно захватывает богатый дом, нанимаясь воспитателями, шоферами и прислугой к ни о чем не подозревающей богатой семье. - Авт.). Чем объяснить успех? Просто поменялось время, поменялся зритель. В тренде теперь очень сложные истории. Простые истории больше не работают. И первым это показал сериал "Чернобыль", где все было не так, как привыкли, все сложно, мрачно, но он зашел, и это показали даже цифры на канале "1+1" с его сильно нетребовательной аудиторией. 

Потом "Джокер" сломал линейную историю экранизации по комиксам. Явно, что после "Джокера" снимать так, как снимали комиксы до него, будет невозможно.

А "Паразиты" - это следствие этих изменений. Все в мире поменялось – люди устали от развлечений, которые везде, которые опустошают, очевидно, зритель хочет каких-то смыслов. Ведь Голливуд всегда славился тем, что экспортирует эмоции и смыслы. И вот – пожалуйста! 

У людей накопилось огромное количество вопросов относительно того, как жить, зачем жить, по каким правилам, где правда, где ложь… Социальные сети уже не способны дать ответ на вопрос, что происходит, когда много фейковых новостей, фейковой хроники. А кинематограф дает художественное осмысление действительности. Это как поэзия. Можно читать научные трактаты про то, что такое любовь, объясняя ее с точки зрения каких-то химических реакций и обменов. А можно просто почитать стихотворения Пастернака, Блока или Уолта Уитмена – и у них о любви ты узнаешь гораздо больше, чем в трактатах. Так и здесь - кино дает ответы на важные вопросы. 

Поэтому мы и пришли к победе фильма "Паразиты", где, собственно, больше не ставится кто-то выше кого-то, уже нет плохих нищих бедных, которые паразитируют на добрых богатых, нет скотов богатых, которые, условно говоря, эксплуатируют несчастных бедных… Здесь показаны мелочность, мещанство, алчность, попытка приспособиться. Эти качества современного человека, ничем не отличимого от робота – бесчувственного, расчетливого, запрограммированного. 

Ну и не забывайте: месяц или полтора назад появилась новость о том, что телеканал HBO запускает мини-сериал "Паразиты" с По Чжун Хо как режиссером. Разумеется, будет не та же история, но - по мотивам фильма.

- Но фильм будет уже американским?

- Нет. Американцы будут только снимать. Режиссер – По Чжун Хо, актеры – южнокорейские. Опять-таки, как я говорил, все изменилось. Тот же сериал "Чернобыль" еще год назад был бы невозможен в том виде, в котором нам его показали. Раньше это наверняка бы был сериал, где главный герой – американец, оказавшийся волею судьбы чернобыльским летом 1986 года в Киеве и наблюдающий за всем, что происходит. А тут вам дают советских украинцев и советскую Украину в кадре. Да, играют британские и американские звезды, но в сериале нет ничего американского. Это очень локальная история. 

И в "Паразитах" очень локальная история. Обычно говорят: чтобы американская аудитория поняла кино, надо, чтобы там обязательно был американец. Ничего подобного! Пока все держались стереотипов, застряв в каком-то глубоком прошлом, мир изменился. 

В Суперменов больше не верят 

- Какие тенденции намечаются в кино? Каким оно будет завтра?

- Сложное кино и дальше будет в тренде: и дальше будут снимать сложные фильмы на сложные темы. Есть несколько типов кино. Есть кино, которое констатирует. Оно описывает, осмысляет все, что происходит. А есть кино, которое прогнозирует, закладывает матрицу того, чем мы будем жить дальше. Художник, который его снимает, будто чувствует в воздухе, что что-то происходит, и он это транслирует. 

Прошлый год прошел в тренде противостояния мужского в очень герметичном мужском мире. Об этом и "1917", и "Ford против Ferrari", и "Маяк", и "Восхождение", и "Однажды… в Голливуде". Везде мужчины и мужчина. Нет романтической любви, нет места женщине, это мужские истории, и при этом в них - ни намека на гомосексуализм. Возможно, это следствие того, что борьба женщин за свои права зашла в тупиковую плоскость и стала какой-то неискренней. Ведь даже фильм "Скандал" про харасмент-скандал на Fox News ничего, кроме грима, картине не принес. 

Уже развелось такое количество негодяев, которые паразитируют на теме униженных и оскорбленных женщин, что чувствуется конъюнктура, неискренность, что это маска, за которой прячутся хамство, зависть, скотство… То есть все это и заставило маятник качнуться в другую сторону, и мы получили ряд очень мужских историй.

И "Джокер", по сути говоря, тоже очень мужская история. Вот вам и тренд! А предполагать, какой будет тренд в 2020 году, о чем будут снимать… Вот чем мы будем жить, о том и будут снимать. 

Но большое развлекательное кино овдовело и никому сейчас не нужно. Не нужны эти идиотские Супермены, на которых не действуют законы притяжения, которые вообще не знают, что такое страдание, им все легко дается. Люди в это больше не верят. Эти ложь, обман теперь даже самому нетребовательному зрителю совершенно не нужны.

"Джокер" стал своим для всего мира

- Если бы вы вручали статуэтку, вы бы какой фильм назвали лучшим? Или ваше мнение совпало с мнением киноакадемиков?

- Согласен с киноакадемией, мне очень нравятся "Паразиты". Я понимал, что "Оскар" будет блудить в трех соснах под названием "1917", "Джокер" и "Паразиты", и чуть-чуть больше болел за "Джокера". Это абсолютно субъективный выбор. Он продиктован целым рядом причин, начиная от симпатии к Роберту де Ниро и Хоакину Фениксу. 

Феномен "Джокера" заключается в том, что это первый фильм за многие годы, который стал общим для огромной аудитории. Ведь у нас не было общего фильма. Массовая и элитарная культура давно разошлись, они обитают где-то в параллельных мирах и не соприкасаются. Высоколобый зритель презрительно смотрит на зрителя попкорнового и презирает его за нетребовательность и невнимательность. Так мы себе и жили. А тут вдруг у нас у всех появилось общее кино. И на Филиппинах оно одинаково хорошо, и в Украине, и в Польше, и в Германии, и в России, и в США. Всем в разных географических широтах этот фильм страшно понравился. Это такой себе эффект "Битлз" или Высоцкого, когда у всех одно общее. Поэтому "Джокер" - большое умное кино для всех, фильм огромной объединяющей силы.

Но еще раз повторюсь, это следствие того, что мир поменялся. Наконец-то люди понимают, что человек – существо сложное, что не все черно-белое, что, если человек что-то сделал плохо, он вовсе не плохой, просто он находится в обстоятельствах, когда совершил плохой поступок. А завтра он может совершить поступок благородный. Мы насытились развлекательным капиталом, и теперь люди стали обращать внимание на сложности. И их вполне себе развлекает и заставляет задуматься фильм "Чернобыль". 

- Как в мире, так и у нас. 

- Два вертолетчика, они ликвидаторы, сбрасывали свинец и песок на 4-й энергоблок, рассказывали мне, что им фильм смотреть было страшнее, чем летать над 4-м энергоблоком. "Нас будто взяли и опустили туда, где мы были", - говорили они. Поразительно. Обычно говорят: да нет, все вранье, все было не так. А вот они говорили, что было жутко. Не это ли свидетельство художественного совершенства этой картины?! И все это смотрели, все обсуждали, даже те, кто привык к "мусору" наших эфирных каналов – этим ужасным сериалам, которые убивают и актерскую, и режиссерскую профессию. 

Людей кормили "мивиной" все время, а потом дали "карбонара" – и они не сказали, что это не вкусно. Опять-таки это свидетельство того, что поменялся человек. 

- Хорошо, чтобы у нас еще и телевидение менялось, а то говорят: да такое же люди смотрят!

- Это говорят программные директора телеканалов, которые застряли в начале нулевых и меняющегося времени не замечают. В этом их трагедия. Мы знаем большие исторические примеры, когда люди не замечали меняющееся время, и оно плохо для них кончилось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Оскар-2020": Ривз и Терон пришли на церемонию с мамами, а Питту приписали новый роман 

Какой была 92-я самая ожидаемая кинопремия года.