После обвинений в том, что никакой оценки численности населения на самом деле не было, а рабочая группа под руководством Дмитрия Дубилета просто умножила данные Госстата на 0,888, министр посчитал нужным объясниться. Для начала он сделал это в соцсети, а 6 февраля созвал брифинг.
"КП" в Украине" решила расставить все точки над "i" и разобраться, из-за чего разгорелся сыр-бор и какие аргументы приводят сторонники и противники традиционной переписи в этом затянувшемся споре.
1. В чем разница между переписью и оценкой численности?
Справедливости ради надо сказать, что сам Дубилет результаты работы рабочей группы "переписью" никогда не называл. В том числе и "электронной". Министр изначально говорил об оценке численности населения, подчеркивая, что это приблизительная оценка по полу и возрасту без проведения переписи.
В то же время перепись – это периодический подсчет населения с подробным описанием по полу, возрасту и другим демографическим и социально-экономическим характеристикам на всех административно-территориальных уровнях страны. Также собирается информация о жилом фонде и жилищных условиях граждан. Перепись проводится на основании Закона Украины "О Всеукраинской переписи населения".
2. Как считали?
Дубилет уверен, что на сегодня у государства есть достаточно информации для того, чтобы сделать оценку численности – просто ее нужно собрать из разных источников и проанализировать.
В ходе оценки подсчет жителей Украины проводился тремя разными способами.
Способ 1: мобильный
С каждым из трех крупнейших мобильных операторов заключили меморандум и получили данные о количестве абонентов за два месяца. После этого провели исследование относительно того, сколько сим-карт приходится на человека в каждом регионе, скорректировали информацию и наложили на нее данные о детях и людях пожилого возраста.
Способ 2: пенсионный
За основу приняли наиболее точный реестр - Пенсионного фонда. Из него была взята информация о людях в возрасте 60+ и экстраполирована через демографическую пирамиду.
Способ 3: налоговый
Для начала государственный реестр физлиц "почистили", убрав из него лиц, у которых не было контактов с государством за последние 3 года. Под "контактами" имелись в виду данные о получении любого дохода, пенсий, социальных выплат, субсидий, а также об оформлении загранпаспортов.
Все эти методики дали приблизительно одинаковый результат, и была названа итоговая цифра, взорвавшая информпространство: 37,289 млн украинцев.
3. Почему так мало?
О том, что нас давно не 52 миллиона, мы знаем. Но 37 миллионов – это уж как-то слишком. Объясняя, почему цифры не кажутся ему заниженными, Дубилет сказал ровно то же, что говорят эксперты не первый год. Основными причинами катастрофического снижения численности являются низкая рождаемость, высокая смертность, трудовая миграция и оккупированные территории.
Кстати, по данным Госстата, нас на 1 декабря 2019 года было 41,923 млн.
4. Что за скандал с коэффициентом 0,888?
В последние несколько дней в соцсетях и СМИ начала разгоняться информация, что на самом деле никакой работы по оценке не было, а численность населения от рабочей группы была получена путем простой математической операции – умножением на 0,888 данных Госстата. Как же это получилось?
На брифинге Дмитрий Дубилет озвучил задание, которое стояло перед рабочей группой: определить, сколько людей находится на территории Украины без учета оккупированных территорий, выяснить, как они распределяются по регионам и дать информацию о половозрастной структуре. И если по поводу выполнения первых двух пунктов можно спорить, то с половозрастной структурой у Дубилета не сделали ничего нового.
По словам самого министра, они "убедились, что половозрастная структура Госстата корректная", после чего просто "натянули" ее на "свою" численность населения. Все, кто из школьного курса математики помнят, что такое пропорция, понимают, что при таком подходе иначе и быть не может: коль общая численность населения уменьшилась с коэффициентом 0,888, ровно с таким же коэффициентом уменьшилось число мужчин, женщин, пенсионеров, детей и т.д.
Проблема в том, что настоящая перепись, вероятнее всего, дала бы совсем другую половозрастную структуру - реальную на сегодня. А объяснения Дубилета о том, что они прыгали от радости, когда поняли, что демографические пирамиды Госстата и налоговой совпадают по структуре, достаточно наивны: как они могут не совпадать, когда данные берутся из одного реестра?!
5. Так нужна ли перепись?
Дмитрий Дубилет считает, что нет. Правда – и это не может не импонировать - постоянно подчеркивает, что это "лично его точка зрения", но есть и другие.
Основной аргумент министра касается того, что перепись – это слишком дорого. Первоначально в бюджет закладывалось 3,4 млрд грн, но пробная перепись, которая проходила в декабре 2019-го, преподнесла неприятный сюрприз. Оказалось, что Госстат не может найти достаточное количество людей, которые бы за минималку целый месяц ходили по квартирам - то есть, вероятнее всего, в 3,4 млрд вложиться не удастся.
В свою очередь, социологи уже предложили несколько методов уменьшения расходов на перепись: сократить число планшетов, или, например, три четверти населения опрашивать по короткой анкете, а четверть – по длинной. Все эти наработки давно используются в Европе и США – изобретать велосипед не придется.
Демографы уже не первый раз заявляют: если результатами оценки от Дубилета подменить данные переписи, а саму перепись отменить, для себя мы так и не узнаем ответы на вопросы "сколько нас" и "какие мы", а в глазах мировой общественности Украина будет выглядеть посмешищем.