"Всем знакомая семья Кайдашей, но события происходят с 2005 по 2014 год"
Не хочу утверждать, но, мне кажется, нет в Украине такого человека, который бы не читал "Кайдашеву семью" полностью, в сокращении или хотя бы не слышал, как у Кайдашей "груша усохла".
Эту повесть Нечуй-Левицкого, изданную еще в 1879 году, сегодня смело можно называть бестселлером, но вот последняя экранизация этого произведения была, если не ошибаюсь, в 1993 году, когда главу семейства сыграл Богдан Ступка.
Конечно, сравнивать книгу с фильмом – дело неблагодарное. Хотя в 12-серийнй сериале СТБ под названием "Спіймати Кайдаша" есть много дословных цитат. Тот же Карпо, например, ищет себе такую же девушку, как и в произведении Нечуй-Левицкого: "Я люблю, щоб дівчина була трохи бриклива, щоб мала серце з перцем".
Но! Следами знаменитой "Крепостной" канал не пошел, и снял современную версию классического произведения, правда, почти с такими же жизненными сложностями и противоречиями – а они, век живи, не меняются. Сценарий писала украинский драматург, сценарист и режиссер Наталка Ворожбит. Это по ее сценариям снимали "Киборгов" и "Дикое поле".
- Я в детстве любила эту историю, она была мне близка, - признается Наталка Ворожбит. - Но никогда не думала, что придется о ней писать. Это современная версия по мотивам повести Ивана Нечуй-Левицкого. Всем знакомая семья Кайдашей, но события происходят с 2005 по 2014 год. Основные сюжетные линии сохранены, но добавлено много новых. Когда я начала писать, поняла, насколько история перекликается с современностью, она заставляет задуматься про грабли, на которые мы все время наступаем – что сейчас, что почти 150 лет назад.
"Из этих чашек не пить. Поставить в сервант и смотреть"
Начинается эта история с застолья: домой в село Семигоры со службы в армии возвращается Лаврин Кайдаш. Застолье – знатное! Тут вам и столы, покрытые клеенкой, и вазы с пионами, и кровяночка, и котлеты, и колбасы, вареники "на сто душ"... Настоящий пир для желудка. В картинках в голове даже всплыли родные полтавские края – эти колоритные гуляния в селе, если ты их не видел, по выдумкам не воссоздать. А это цепляет.
В кино, как по мне, важны детали. Порой они дают даже больше смысла, чем сцены. Вот, например, Кайдашиха пользуется отрывным календарем. Такой был у моей бабушки, но в далеких селах он по-прежнему, как сказали бы мы тут, в тренде. Или, проснувшись, на автомате включает радио.
Даже "наручные часы" на стену отыскали – такие до сих пор в хатах можно встретить, причем – идут они полным ходом.
Или – туфли под спортивки. А в клуб на дискотеку! Да под "Чужие губы" группы "Руки вверх". Или "морду" побить на той же дискотеке – никакой сценарий такого не пропишет. А сплетни?! Не успел подумать – а все село уже знает!
Или вот вам диалог Мотри с матерью о приданном:
- Чашки эти… Что же из таких маленьких пить? – спрашивает Мотря.
- Так из них не пить. Поставить в сервант и смотреть! – наставляет дочку Довбышиха.
Такого в современном кино сейчас не снимают. Наконец-то кто-то показывает украинцев настоящими. Такое село, какое есть, - без лоска. Но – со своим счастьем бытия.
Ну и - актеры! Карпо играет звезда "Крепостной" Тарас Цымбалюк, Омелько Кайдаша – Виктор Жданов, Марусю Кайдашиху – Ирина Мак, Лаврина – Григорий Бакланов, Мотрю – Антонина Якушева, Мелашку – Дарина Федина.
- В этой истории нет одного главного героя. У нас классный ансамбль из восьми главных персонажей со стопроцентным попаданием по актерам. Первым утвердили Кайдаша. Когда пришел Виктор Жданов, мы сразу поняли, что он – Кайдаш, и под него уже подбирали семью, - рассказывает Наталка Ворожбит - Долго искали Кайдашиху. В театре часто играют "Кайдашеву семью", но там нашу героиню изображают очень гротескно. Мы не хотели театральности, нам нужна была реальность. С Мотрей была сложная история, даже драматическая. Мы утвердили героиню, когда уже шли съемки, и сейчас я очень довольна. Актрису-первокурсницу на роль Мелашки отпрашивали у ее мастера Богдана Бенюка. Интересная история с Карпом. Мы искали брутального, самоуверенного сельского мачо, но все, кого мы рассматривали – были не из нашего кино. Я хотела, чтобы зашел актер с мужской энергетикой, чтобы меня к стене прибило. И когда зашел Тарас Цымбалюк именно это и произошло.
Вместо послесловия
Спойлерить не буду, скажу еще про язык. Он в этой истории - живой, суржиковатый. Не заученный литературный – таким ведь "в народе" никто не говорит.
Наблюдая за героями, местами – хочется плакать, местами – смеяться, местами – радоваться, что ты "в том веке" больше не живешь. Хотя, волей-неволей, в кадрах считывается бабушкина хата в селе, где хлеб привозили раз в неделю, а на прилавках – одно хозяйственное мыло. Но - где рос спорыш, и ты – босиком, а дальше – дальше дубрава, а там – ежевика… Красотища! Сейчас то село почти вымерло, но другие, подобные, остались…
В общем, втянули за четыре серии меня продюсеры. Думаю, и вы полюбите эту историю: если не читали - прочтете, если читали – перечитаете, и кино обязательно посмотрите. Про Кайдашей нашего времени.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Паоло Соррентино, режиссер "Молодого Папы": Рай - это место, где я смогу целый день смотреть футбол
Знаменитый итальянский кинодеятель рассказал о работе над продолжением культового сериала.