Европейская федерация журналистов прослезилась после знакомства с опусом, вышедшим из-под пера творческой группы Минкульта. Выводы солидарны с выводами наших экспертов: законопроект, подразумевающий благую цель борьбы с дезинформацией, на самом деле является попыткой государства подмять под себя независимость медиа. Пострадать от этого могут не только СМИ, но в первую очередь читатели, зрители, слушатели, пользователи интернета, которых хотят вернуть во времена, когда информационным пространством рулил, не поверите – ЦК КПСС! Только сейчас этому хотят дать другое название.
Законопроект представлен на суд общественности в виде и состоит из 129 страниц. Как сообщил на презентации глава Минкульта Владимир Бородянский, основная цель заключается в противостоянии российской дезинформации: "мыло", с помощью которого у нас пытались протащить не одни драконовские нормы. Потому что если ознакомиться с текстом, станет понятно, что все новшества позволят прижать к ногтю не вражеских писак, а своих, родных журналистов - санкциями, штрафами и даже тюрьмой.
Организовать, возглавить, отсечь вольнодумцев
Почему мы заговорили о ЦК КПСС в эпоху тотальной декоммунизации? Да потому, что журналистов хотят разделить на два лагеря – вольных стрелков, на которых можно устраивать облавы, и обладателей всесильного документа – пресс-карты. Которая, как некогда партбилет, гарантирует "зеленую улицу", уважение и особый статус комму.., извините, профессионального журналиста.
Получить пресс-карту можно при условии вступления в Ассоциацию профессиональных журналистов. А возьмут туда не каждого, кто умеет складывать слова в текст. Обязательное условие – три года стажа в медиа на основании трудового договора. Все фрилансеры и журналисты-ФОПовцы в пролете.
Строится Ассоциация… - ну как опять не вспомнить прошлое: высший орган – съезд журналистов, между съездами всем руководит Совет журналистов Украины. Главой совета является… вы угадали – глава Ассоциации (кто помнит, генеральный секретарь ЦК КПСС непременно возглавлял Политбюро). Предусмотрены региональные ячейки, съезды, конференции. Разве только не написано, что на организацию возлагается контроль за проведением в жизнь линии партии, но это читается между строк.
Единожды вступивший в элитный союз рискует оттуда вылететь, если нарушит кодекс профессиональной этики журналиста. Так что придется быть паинькой. А терять-таки есть что.
Льготный пропуск и льготный отпуск
Пресс-карта, закрепляющая статус профессионального журналиста, гарантирует право собирать информацию в зонах чрезвычайных ситуаций, в местах аварий, массовых беспорядков, в зоне ООС и на других участках, откуда получаются самые горячие репортажи. "Непрофессиональных", а также начинающих и дерзких оттуда можно будет выгонять пинками.
Профессиональный журналист получит 36-дневный отпуск. А ежели в отношении его профессиональности закрадутся сомнения, шпионить за ним могут позволить только Генеральный прокурор, его замы, областные прокуроры и прокурор Киева – не уровнем ниже! Если дело дойдет до уголовного дела, профессиональному журналисту гарантируют непредвзятое расследование и бесплатного адвоката.
"Непрофессиональному"… Погодите, еще будет вишенка на торте!
По пресс-карте бить нельзя, без нее хоть убивай
Во все статьи Уголовного кодекса, где речь идет о посягательствах на деятельность, жизнь, здоровье, безопасность работников масс-медиа и членов их семей, авторы законопроекта перед словом "журналист" вставили "профессиональный". И таким образом удвоили пропасть между владельцами и невладельцами пресс-карты. Хотя Конституция гласит, что все представители одной профессии имеют равные перед законом права.
Если раньше в УК под журналистами подразумевались все, кто работает в сфере информации, то сейчас отдельно прописали операторов. От них за такое, конечно, спасибо, а вот за фотографов обидно. Они уходят в касту "непрофессиональных".
После вмешательства Минкульта в Уголовных кодекс получается, что на митинге полиция свободно может разбить фотокорреспонденту его аппарат, поскольку это не телекамера. И "непрофессиональному" журналисту вправе надавать по сусалам как рядовому участнику массовых беспорядков.
- Это циничная спекуляция на реальной проблеме – тотальной безнаказанности за нападения на журналистов, - прокомментировал для "КП" в Украине" председатель союза журналистов Украины Сергей Томиленко.
Не доверят, пока не проверят
Помимо создания лояльной журналистской элиты, авторы законопроекта хотят провернуть то же самое со СМИ. Средствам информации предлагают присваивать некий "индекс доверия" - этакую индульгенцию. Наделять ею будут общественные организации по типу комиссий добропорядочности. Туда придется писать заявление и платить некую сумму (размер не называется). Контролеры промониторят, что за информация публикуется в печатном интернет-издании, и дадут свое "добро". Или не дадут.
Если контент одобрят, государство возместит расходы по лицензированию на предмет доверия, если нет – денежки пропали (можно догадаться, что "отказники" попадут на "карандаш" спецслужб).
"Индекс доверия" выдается всего на один год. Далее процедуру придется повторять. Более того, индекс могут отозвать, если медиа сменило руководителей, собственников или нарушило журналистскую этику. Читай, написало не то, что надо.
Очень мощный Уполномоченный
Общая схема такая, что голову можно сломать. Получившее индекс медиа включается в так называемую "электронную систему доверия", которой будет рулить очень важный человек – уполномоченный по вопросам информации. Это не то, что уполномоченный по правам человека. Это как раз наоборот.
К уполномоченному смогут обратиться лица, посчитавшие, что в отношении их размещена дезинформация. Он сам будет искать дезинформацию на органы власти и сообщать им об этом. Через электронную систему доверия выписывать СМИ предупреждения, вносить требования опровергнуть информацию, пугать судом и подавать в суд.
- Уполномоченный имеет право просить заблокировать доступ к любому сайту или телеграмм-каналу, если он анонимный, - отмечает Сергей Томиленко.
Главные редакторы, журналисты, блогеры и любые другие "распространители информации", вплоть до держателей страничек в соцсетях, должны будут ходить к уполномоченному, как к следователю, если получат вызов. Цензор, дознаватель и палач в одном лице, понятное дело, получит свой секретариат, помощников, пресс-службу. И со всем этим сядет на шеи налогоплательщиков.
Вот так и пишите: сатира
В этом законопроекте прекрасно все – от инноваций до смутных определений. Например, "распространитель информации" - это любое юридическое или физическое лицо, которое… распространят массовую информацию
- "Поширювачі" имеют очень много обязанностей, не меньше, чем журналисты. 5-летний Остап из Tik Tok - он еще прочесть не сумеет о том, сколько он всего государству должен, - иронизирует эксперт по масс-медиа Наталья Лигачева.
Или "недостоверная информация" - это неправдивые сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях, которых нет вообще или сведения о них не полные или перекручены. Напишет СМИ о чупакабре, ученые скажут, что ее нет… И – что? Или вот эта поездка Зеленского в Оман. В Офисе президента и в МИД сами запутались, что там было, а что – нет.
На закуску - "отмазка", которая может от санкций спасти. Дезинформацией не считаются оценочные суждения, в том числе критические… при условии наличия минимальной фактологической основы. То есть, писать, что министр – глупый неуч, можно, но нужно указать, почему. А еще не считаются дезинформацией сатира и пародия, если в медиа об этом четко заявлено. Можно, ничего не объясняя, написать, что министр – полный кретин, и поставить рубрику "Сатира".
Медиа-эксперты также пишут, что законопроект может поставить крест на журналистских расследованиях, поскольку каждый фигурант коррупционного скандала будет кричать о дезинформации и бежать плакаться в жилетку уполномоченному.
Комментарий политолога
- Этот законопроект не будет принят. Во-первых, его не примут европейские эксперты, во-вторых, он не будет работать, так как начнутся скандалы. В-третьих, это не в интересах самих чиновников и политиков, которые запускают дезинформацию, - считает политолог Тарас Задорожний. – Я думаю, такой вариант специально выставили на общественное обсуждение, чтобы вызвать волну, потом сделать и все же протащить нормы, которые позволят ужесточить государственный контроль над СМИ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Зе-реформы: уменьшить количество министерств, чтобы потом их увеличить