"Мама, я утром буду": для кого рейс Тегеран-Киев стал последним

Владимир Гапоненко летал много лет, а для Юлии Сологуб карьера в авиации закончилась, едва начавшись.

Фото: УНИАН

В результате крушения Боинга авиакомпании МАУ в Тегеране погибли 11 украинцев - весь экипаж и 2 пассажира. "КП в Украине" рассказывает истории людей, для которых этот полет стал последним. 

Училась на бухгалтера, но мечтала о небе

Бортпроводнице Валерии Овчарук было 28 лет. Девушка родом из Луганска, там она училась в средней школе №48, а после поступила в Луганский железнодорожный техникум, на факультет бухгалтерского учета.

- Мы с первого же дня часто с ней общались. Она была доброй, умной, отзывчивой, веселой и позитивной. Помогала группе всегда, если кто-то не понимал какую-то тему. Вместе подрабатывали официантками в студенческие годы, - рассказывает бывшая одногруппница Валерии Елена Грызенко. - Она такая жизнерадостная, очень любила рисовать. В ней было столько доброты…

Во времена учебы в железнодорожном колледже девушка показывала хорошие знания по высшей математике и бухгалтерскому учету. При этом успевала углубленно изучать английский и занималась аэробикой. А после окончания колледжа Валерия неожиданно для всех подала документы и поступила в авиационный вуз. Оказывается, девушка всегда мечтала летать.

- Однажды я спросила, не страшно ли ей летать, вот я, к примеру, боюсь высоты. Она ответила: "Я хочу летать в небе". Ей пришлось потратить очень много сил и нервов, чтобы стать бортпроводницей, - говорит Грызенко. 

По словам Елены, один из самых счастливых дней в жизни Валерии Овчарук тот, когда она совершила свой первый полет. Сбылась ее самая заветная мечта и девушка буквально светилась от счастья. 

В соцсетях Лера часто выкладывала фотографии из своих поездок. Ей очень хотелось увидеть как можно больше стран и поделиться с кем-то своими эмоциями и впечатлениями. Последний пост на своей странице в Инстаграм девушка посвятила любимой работе. Так и написала: "Работа, я тебя люблю".

Авиация подарила девушке не только любимую работу, а и супруга. Валерия замужем за пилотом. Детьми пара обзавестись не успела.

Валерия Овчарук. Фото: ВКонтакте 

Жена просила не лететь

Командиром экипажа был Владимир Гапоненко. Он учился в Кировоградском высшем летном училище гражданской авиации. Имел 11 600 часов налета на самолетах Boeing 737. По словам супруги Екатерины, он жил авиацией.

- Мы познакомились, когда он уже летал. Он всю свою жизнь связывал с авиацией. Он жил ей. Пилот с большой буквы. Добрый, светлый человек. У нас остались две дочери, поэтому я должна держаться, - рассказала женщина в эфире телеканала

Екатерина узнала о крушении Боинга из новостей. Призналась, что накануне просила мужа отказаться от этого рейса:

- Узнала я про это из новостей, которые утром прочитала, когда проснулась. Я поняла, что эта новость касается моего мужа.

- Иран запретил полеты над своей страной. Как МАУ разрешили своему самолету лететь в страну, которая является небезопасной? Перед рейсом я просила его позвонить в компанию и уточнить, точно ли этот рейс. Я просила позвонить и сказать, чтобы кто-то другой вместо него полетел. Он сказал, что не имеет права, - рассказала Екатерина.

Владимир Гапоненко с женой и дочерьми. Фото: Фейсбук

Бывший военный летчик 

Сергей Хоменко был вторым пилотом. Имел около 7600 часов налета. Свою авиационную карьеру начал в качестве летчика военно-транспортной авиации.

Более четырнадцати лет он летал в составе экипажей самолетов Ту-134, Ан-26, Ан-30 бригады транспортной авиации. Прошел путь от командира авиационного отряда Ту-134 к командиру эскадрильи "Блакитна вежа". Много лет возглавлял экипажи, выполнявшие наблюдательные полеты в рамках Договора об открытом небе в разных странах мира. Воспитал не одного летчика первого класса, - говорится в  Бригады транспортной авиации.

"Профессионал своего дела, летчик от Бога, справедливый и требовательный командир, человек широкой души", - вспоминают Сергея коллеги-военные.

Сергей Хоменко. Фото: Фейсбук

Один из лучших пилотов на курсе

Алексей Наумкин был инструктором. Учился в Национальном авиационном университете в Киеве. Имел 12 тысяч часов налета.

- Леша - замечательный инструктор, который научил десятки наших вторых пилотов и командиров, – говорят о пилоте в компании МАУ.

- Леша Наумкин мой одногруппник. Один из лучших пилотов на курсе. Очень порядочный был человек. Из династии пилотов, - о нем одногруппник Сергей Черный. 

Алексей Наумкин. Фото: Фейсбук

Обещал вернуться утром

Старшим бортпроводником был 34-летний Игорь Матков. Он окончил Кировоградское летное училище, факультет восточных языков. Также учился в Кировоградской летной академии. В МАУ проработал 10 лет. Жены у Игоря не было. Перед вылетом он попрощался с родителями и пообещал вернуться утром.

- Мы вчера с ним вечером попрощались. Нам еще рукой помахал. Рейс туда был вечерний, а утром назад. Говорит: "Мама, я утром буду", - рассказали родители Игоря "". - Он был очень добрым, отзывчивым, со всеми умел ладить, никого в жизни не обидел. 

Игорь Матков. Фото: Фейсбук 

Работала стюардессой меньше года

Стюардесса Юлия Сологуб – уроженка Нововолынска. В декабре ей исполнилось 29 лет. Юля училась в Национальном лингвистическом университете в Киеве. Стюардессой устроилась работать семь месяцев назад. В 2018 году вышла замуж. 

Юлия Сологуб. Фото: Фейсбук 

Побывала в 23 странах

Бортпроводнице Марии Микитюк было 24 года. Она родом из Ивано-Франковска. В 2018 году окончила Национальный авиационный университет в Киеве, факультет лингвистики и социальных коммуникаций. Любила небо и очень гордилась своей работой. Побывала в 23 странах. Часто выкладывала фото из поездок.

- Ты незаменимый человек, с которым было весело и по-домашнему. Без тебя плохо и одиноко. Жаль, что ты не успела реализовать так много планов, - друг погибшей Богдан.

- Маша была очень яркой, красивой, веселой и душевной девушкой. Настоящий пример для студентов. Умела знатно веселиться и закрывать сессии на 5. Любила небо и очень гордилась своей работой. Таких положительных и активных людей нужно еще поискать, - вспоминают Марию в университете.

Мария Микитюк. Фото: instagram.com/teplo_maria 

Мечтал побывать в Мадриде 

Бортпроводник Денис Лыхно закончил авиационный университет в 2018 году. В авиакомпании МАУ работал всего полгода. 

- Денис отличный парень и хороший друг. Не самый примерный студент, но как любой АКИшник мог выучить все в последнюю неделю и сдать в последнюю секунду, и при этом помочь другим одногруппникам. Всегда казалось, что его ожидает долгая и успешная жизнь, – отзываются о Денисе в одной из университетских групп в соцсетях.

В октябре Денис отдыхал со своей девушкой в Таиланде. С детства он мечтал побывать в Мадриде и благодаря работе смог это сделать. Очень радовался экскурсии по стадиону Сантьяго Бернабеу.

Денис Лыхно. Фото: Инстаграм 

Сообщила родным об обстреле

27-летняя стюардесса Екатерина Статник была уроженкой Новой Каховки Херсонской области.  Она несколько лет работала в авиакомпании МАУ.

- Все помнят эту красивую улыбающуюся милейшую и добрейшую девочку. Она не заслужила такую короткую жизнь и ужасную смерть, - написала бывший классный руководитель девушки Светлана Атаманская.

Местный сайт  написал, что девушка утром позвонила родным и сообщила, что их обстреляли. На этом связь прервалась.

Екатерина Статник. Фото: Фейсбук

Занималась доставкой грузов в горячие точки

Погибшая при крушении "Боинга" пассажир Елена Малахова была директором авиакомпании ООО "Скайавиатранс".

- Мы пока что не даем никаких комментариев и не можем сказать о ее причине визита в Иран, - заявила "КП" в Украине" коммерческий директор "Скайавиатранса" Ольга.

"Скайавиатранс" - небольшая компания, в которой работает около 20 человек. Фирма занималась перевозкой грузов, в том числе и в горячие точки планеты.

Последний раз "КП" в Украине" общалась с Еленой летом прошлого года. Тогда 5 августа 2019 года в Ливии, в городе Мисурат, боевые дроны атаковали и уничтожили украинский самолет ИЛ-76 ТД, принадлежащий компании "Скайавиатранс". Самолет, по официальным данным, вез гуманитарный груз из Анкары. Но при этом он приземлился в аэропорту в Аль Джафре, который не входит в список разрешенных, так как он имеет статус военного, находящегося близко к зоне боевых действий.

В момент, когда началась разгрузка самолета, его атаковали (примерно 03.17 ночи по Киеву). Атака велась с помощью двух дронов, один из них наносил удары ракетами, а второй осуществлял фото- и видеосъемку. Первый заряд попал в правое крыло, начался пожар. Затем последовало еще несколько выстрелов, самолет охватило пламя, и он полностью сгорел. В момент удара на борту находились несколько человек, но они сумели успешно эвакуироваться.

"КП" в Украине" тогда общались с Еленой Малаховой относительно этого инцидента.

- Ливия все эти годы является потенциально опасной страной для полетов. Отправляющихся сюда даже страхуют только за отдельную доплату, - рассказывала тогда Елена Малахова. - Когда произошел инцидент с первыми двумя самолетами, мы думали отказаться от полетов. Но в то же время тот инцидент произошел в аэропорту, где нельзя было приземляться.

Начиная с 2011 года, после свержения режима Муаммара Каддафи, в Ливии неспокойно, страна охвачена гражданской войной. Но, несмотря на это, украинские пилоты время от времени совершали различные миссии, будь то эвакуация населения или доставка грузов.

В конце июля в Ливии ракетным ударом взорвали два украинских самолета Ил-76, которые находились на территории военной базы Аль Джафра, принадлежащей силам генерала Халифы Хафтара.

Алена Малахова. Фото: Фейсбук

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему разбившийся Боинг 737-800 был в лизинге