На днях в Кременчуге показали икону "Коронование Пресвятой Богородицы", написанную в начале XIX века. Ее в краеведческом музее называют не иначе как чудом, говорят: необычный лик ждал своего времени долгие годы, а сейчас открылся людям, "попросив" реставратора из Харькова показать свою настоящую сущность.
В Кременчугский краеведческий музей икона в числе прочих попала еще до его открытия, в 1971 году, когда краеведы только собирали экспозицию. Меценат, живущий в России, но родом из Кременчуга, подарил заведению 20 икон, среди которых был и образ Христа, называвшийся "Азм єсмь свєт міру".
- Несколько лет к нам приезжала реставратор из Харькова. Осмотрев нашу коллекцию, сказала, что хотела бы восстановить несколько приглянувшихся ей икон, - вспоминает директор музея Алла Гайшинская. - Честно говоря, у нас не было опыта отдавать экспонаты реставраторам, поэтому процесс был не быстрым. Но реставратор прямо требовала эту икону обязательно. Я не выдержала и спросила, ну почему именно эту? У нас ведь столько интересных икон. Реставратор ответила, что это не она выбрала лик, а лик выбрал ее - он хочет открыться.
Интерес оправдался: мастер начала работать с иконой и обнаружила, что под ликом Христа скрывается другой - Богоматери. Оказалось, что под "Азм єсмь свєт міру" пряталась икона "Коронование Пресвятой Богородицы", датированная 1816 годом. Однако то, что поверх одной иконы нарисована другая, дело не уникальное, хоть и не широко распространенное.
- Написать икону было недешево, это требовало не только средств, но и подготовки. По истечении лет 80 она темнела, поскольку была покрыта олифой, но образ оставался. Расчищать верхний слой было дорого, да и реставрировать, как сейчас, еще не умели, поэтому бывало такое, что на одном образе писали другой, - объясняет Алла Павловна.
До того как попасть к коллекционеру, икона принадлежала семье, на жизнь которой выпало немало испытаний. Известно, что образ побывал на Соловках, на Урале, в Московской области, а благодаря коллекционеру смог вернуться домой.
- Он выкупил ее у какой-то женщины. Не думаю, что она называла имена. В те времена, даже несмотря на то, что людей реабилитировали, такую информацию старались скрывать, - говорит Гайшинская.
Дед предпоследней владелицы был родом из Кременчуга, в 30-х годах прошлого века по доносу был арестован и сослан на Соловки. Ему удалось выжить, и домой он вернулся с этим ликом. Меценат рассказывал сотрудникам музея, мол, мужчина часто говорил родным, что эта икона спасла ему жизнь. А через несколько недель после его освобождения началась война. Жена ссыльного кременчужанина работала на заводе, который эвакуировали на Урал. Икону как оберег они взяли с собой. Назад не вернулись: мужчина сказал, что не хочет жить в одном городе с человеком, который на него донес. Уже после смерти деда семья переехала в Московскую область. А постаревшая внучка, будучи человеком нерелигиозным, решила икону отдать коллекционеру.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Икона на сушеной камбале: на Херсонщине воссоздали чумацкий оберег
Правда, из-за запаха дальнейшую роспись планируют делать уже на гипсовых "рыбных" формах.