Зоозащитники посчитали эту сцену недопустимой и потребовали от авторов картины объяснений.
Мы решили выяснить, есть ли этические границы в современном кинематографе и кто их блюдет.
Все на совести режиссера
- "Садизм на экране!" – сообщение с таким заголовком несколько дней назад появилось на странице зоозащитной организации UAnimals. - В украинский прокат выходит лента "История Лизы". В ней можно увидеть кадры с щенками, которых топят в воде. Это недопуcтимо! Мы рады развитию украинского кино, но видео содержит факты жестокого обращения с животными. Располагаем информацией, что кадры реальные.
На самом деле "История Лизы" украинского режиссера Александра Жовна не про жестокое обращение с животными. Это психологическая драма о любви, где в центре сюжета две пары – не очень обычные Ляля и Андрей и очень необычные Лиза и Коля с синдромом Дауна. И в отличие от сцены с барахтающимися в воде щенками, которая возмутила зоозащитников – мы надеемся, что ни одно животное во время съемок не пострадало, история кинематографа знавала куда более жестокие эпизоды. Например, в фильме Ларса Фон Триера "Дом, который построил Джек" главный герой секатором откусывает живому утенку лапку (как позже выяснили зоозащитники, кадр с утенком - инсценировка. Лапку птице сделали из силикона. – Ред.), а советский режиссер Андрей Тарковский во время съемок "Андрея Рублева" для передачи колорита эпохи разрешает живьем сжечь корову.
- Каждый художник борется за зрительские эмоции и может вызывать их по-разному, – размышляет в разговоре с "КП" в Украине" кинокритик Андрей Алферов. - Есть низкие приемы – например травмирующая шокотерапия, как у Андрея Тарковского. Подобные художественные приемы, где издеваются над живыми существами, аморальны. С другой стороны, если речь идет об инсценировке, нужно рассматривать каждый случай отдельно. В той же картине Ларса фон Триера без сцены с утенком обойтись невозможно.
По словам эксперта, любые этические вопросы в каждой отдельной картине лежат на совести режиссера. Никакого документа (кроме Уголовного кодекса) или циркуляра, определяющего "что такое хорошо, а что такое плохо", нет.
- В Голливуде в 30-е годы существовал так называемый кодекс Хейса (этический кодекс Американской ассоциации кинокомпаний, с 1934 по 1968 годы он был неофициальным действующим стандартом нравственной цензуры): нельзя было крупно показывать убийцу и жертву в одном кадре, межрасовые отношения, сексуальные сцены. Как мы знаем, ни к чему хорошему это не привело, – объясняет эксперт.
Жестокость в кадре
- Хорошо. Допустим, это инсценировка, как у фон Триера, и мы уже постфактум узнаем, что утенок не пострадал, так как лапка была ненастоящей. Все равно - зачем режиссеру жестокие сцены?
- Современный зритель привык к жестокости, – продолжает Андрей Алферов. - Смерть, убийство – все это давно потеряло сакральность. Вспомните, какое количество просмотров было у видео, где расстреляли посла в Анкаре. (19 декабря 2016 года на открытии фотовыставки в Анкаре у стойки-пюпитра выступал посол России в Турции Андрей Карлов. Во время мероприятия к дипломату подошел человек в деловом костюме и расстрелял его в спину. Убийство попало в объектив пресс-камер и затем в интернет. – Ред.) Поэтому некоторые кадры нужны для того, чтобы размять ту часть мозга, которая отвечает у нас за сочувствие и сопереживание. "Дом, который построил Джек" Ларса фон Триера издевается над тем, как общество может не замечать маньяка внутри себя. Чтобы оставаться людьми, нам нужно на это смотреть. С другой стороны, если такой же прием будет использовать неопытный режиссер, может получиться пошло и оттолкнуть зрителя.
Щенки живы и здоровы
Комментарий Александра Жовна опубликовал в Facebook продюсер киноленты Валерий Калмыков.
- По поводу "садизма на экране". Я бы сказал садизма, которого никто не видел, потому что есть секундный отрывок, вырванный из контекста. Но все-таки хочу пояснить: наши щенки, которые снялись в фильме, давным-давно взрослые собаки, у которых уже дважды были свои щенки. Они, как и раньше, живут в том же детском доме и отлично себя чувствуют. Иначе и быть не может.
Что касается технической стороны. Прежде чем снять эпизод, мы заранее просчитали все риски, проконсультировались с ветеринаром. Щенков окунали в хорошо прогретую воду, на глубину 40 см, в присутствии врача, спасательных средств и необходимых медикаментов. Сцену сняли за пару секунд одним дублем. И опасность для животных была не выше, чем во время домашнего купания.
СПРАВКА "КП"
О чем фильм
Коля и Лиза из фильма Александра Жовна "История Лизы" любят друг друга. Но из-за болезни – у двоих героев синдром Дауна – общество не воспринимает их отношения всерьез. Совсем скоро ребятам предстоит расстаться, так как Коле исполняется 25 и по правилам он должен переехать из интерната в дом престарелых. Но у Лизы есть сестра Ляля. Вместе со своим возлюбленным Андреем они решаются взять опеку над ребятами и забрать их домой.
КСТАТИ
"История Лизы" – авторский фильм Александра Жовна, снятый по одноименной книге. В 2015 году его сценарий получил награду на Международном литературном конкурсе "Коронация слова".
На создание фильма Госкино выделило 3,5 миллиона гривен.
Кроме профессиональных актеров в фильме снялись Марьяна Ахрарова и Владислав Погребной, которые реально страдают от синдрома Дауна.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Зоозащитники выступили против украинского фильма “История Лизы”, в котором топят живых щенков
Активисты готовят заявление в полицию на режиссера киноленты.