"Формула Штайнмайера": кто против и почему

"КП в Украине" изучила, почему многие политики и эксперты против согласия Украины имплементировать в законодательство так называемую "формулу Штайнмайера".

Фото: kremlin.ru

Первого октября президент Владимир Зеленский сообщил, что Украина согласилась на имплементацию в украинское законодательство "формулы Штайнмайера". По словам главы государства, это означает, что Украина обязывается выписать новый закон об особом статусе Донбасса.

Документ на временной основе будет работать до проведения местных выборов в ОРДЛО. Украина соглашается их провести. Если ОБСЕ признает, что выборы прошли честно, демократично, то закон об особом статусе Донбасса вступит в силу на постоянной основе. 

И больше никакой конкретики из уст президента: когда и как будут выведены войска страны-агрессора с территории Донбасса, когда Украина получит под свой контроль госграницу, какие права может в итоге получить Донбасс и за чей счет будут восстанавливаться разбомбленные и разграбленные территории Донецкой и Луганской областей, которые с 2014 года находятся под оккупацией РФ. Именно отсутствие конкретики и порождает панику и страх, дает почву для спекуляций.

"КП в Украине", проанализировав заявления противников реализации "формулы Штайнмайера", составила перечень основных аргументов, почему Украине не стоит соглашаться на "мирный план", предложенный бывшим министром иностранных дел Германии.

1. Пятый президент Украины Петр Порошенко утверждает, что его преемник Владимир Зеленский начал не с того конца договариваться о мире.

Нужно было в начале добиться гарантий безопасности – полного вывода войск агрессора с территории Донбасса, взятие под контроль госграницы, и лишь потом соглашаться на проведение выборов.

При нынешних раскладах есть риск, что выборы "под дулами" автоматов пойдут так, как это нужно России. В итоге вчерашние боевики станут депутатами местных советов, а в будущем они смогут претендовать на места в Верховной Раде.

В письме, которое подписал представитель Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске Леонид Кучма, нет ни слова о факторе безопасности. В центре документа - сроки временной и постоянной реализации закона об особом статусе Донбасса: в день выборов закон вступает в силу на временной основе, а после того как ОБСЕ подтвердит, что выборы прошли честно и демократично - на постоянной основе.

2. Закон об особом статусе Донбасса – это самый главный аргумент противников "формулы Штайнмайера".

Никто сейчас не может сказать, что будет в этом документе! Но оппоненты Зе стращают им не на шутку. Они опасаются, что, во-первых, Верховная Рада может "благословить" закон об особом статусе Донбасса, который вступил в силу с октября 2014 года (и действует до 31 декабря 2019 года), но вычеркнуть переходные положения. А в них заложены "предохранители" в виде пунктов, которые указывают, что документ заработает только тогда, когда на Донбассе будет установлен мир, все войска и военная техника выведены, и граница будет под контролем Украины.

3. Много инсинуаций относительно текста будущего закона об особом статусе Донбасса.

Зеленский уверяет, что никакие "красные линии" документом не будут пересечены – территориальная целостность и суверенитет превыше всего. Глава комитета по иностранным делам ВР, народный депутат от "Слуги народа" Богдан Яременко заявил, что политсила намерена изменить закон об особом статусе Донбасса, исключив из него несколько спорных пунктов, предусмотренных Минскими соглашениями, в частности, пункт об амнистии, народной милиции.

Оппоненты "формулы" опасаются, что в новом законе все резонансные пункты будут оставлены. В итоге ОРДЛО получит такой статус, что превратится в государство в государстве.

- Новый закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей означает, что в Украине появятся территории с особым правовым статусом, отличающимся от правового статуса остальных украинских регионов. Тем самым ликвидируется унитарный характер государственного устройства Украины и осуществляется переход к федерализации страны, энергично проталкиваемой Путиным как минимум с весны 2014 года. По сути, президент Зеленский публично подписался под обязательством разрушить единое государственное тело Украины, - считает старший научный сотрудник американского Института Катона, российский экономист и экс-советник президента РФ Андрей Илларионов.

Озвучивается опасение, что голос Донбасса будет громко звучать при формировании внешней политики Украины. К примеру, официальный Киев не сможет подписать соглашение о вступлении в ЕС, присоединении к НАТО, если против этого будут Донецк или Луганск. В то же время Украина обязуется укреплять отношения Донбасса с регионами РФ.

- По сути, закрепляется факт отсутствия фактической границы с РФ, - говорит лидер "Свободы" Олег Тягнибок.

4. Амнистия боевиков.

Противники формулы Штайнмайера опасаются, что такой мирный план будет предусматривать амнистию тех, кто с оружием пошел против Украины и ее граждан. В итоге условные "гиви" и "моторолы" вместо тюремных камер окажутся во властных кабинетах Донбасса.

5. Создание "своих" прокуратур, милиции, судов на Донбассе, которые будут абсолютно неподконтрольны Киеву.

6. Россия избегает ответственности за агрессию в Украине.

Если новый мирный план будет реализован, то ЕС и США снимают экономические санкции против России. Платить за восстановление Донбасса будет Украина, страна-агрессор избежит любых компенсаций.

7. Возрастают риски роста сепаратизма в других регионах страны.

Если Донбассу предоставить особый статус, то как объяснить другим регионам, тому же Днепру, Львову или Мукачево, что они хуже Донецка и Луганска?

В ТЕМУ

Срочный брифинг: Зеленский объяснил согласованную в Минске "формулу Штайнмайера"

Владимир Зеленский созвал брифинг в Офисе президента. Информация журналистам поступила всего за час до начала. Как и ожидалось, президент прокомментировал "формулу Штайнмайера", о согласовании которой сообщили российские СМИ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Формула Штайнмайера: долгожданный мир на Донбассе или капитуляция?

Президент Владимир Зеленский на экстренном брифинге подтвердил, что Украина согласилась на так называемую "формула Штайнмайера" для Донбасса. Что дальше?