Когда Украина подписала Соглашение об ассоциации, она обязалась охранять европейские географические названия от подделок - шампанское имеет право так называться, если украинский производитель изготовил его из выращенного во французском регионе Шампань винограда. Это же правило распространилось и на ряд других продуктов, в названии которых упоминается регион производства и выращивания.
В связи с этим 20 сентября Верховная Рада проголосовала за законопроект о совершенствовании правовой защиты географических указаний. Теперь украинские аналоги европейских продуктов переименуют, а к названию отечественной продукции "привяжут" регион.
Перечень украинских продуктов, в которых будет географическая привязка, еще формируют. Однако, уже известно, что первыми станут:
- вино "Шабский", "Яплуг", "Закарпатье" и "Белгород-Днестровский";
- "Карпатский мед";
- сыр "Гуцульская овечья брынза"
- "Херсонсий арбуз";
- "Мелитопольская черешня".
А вот "Шампанское", "пармезан", "коньяк", "фета" от украинских производителей исчезнут с полок алкогольных напитков и сыра в супермаркетах. Другими словами, с 1 января 2020 года ищите любимые напитки и еду под другими названиями или покупайте импортную продукцию. Шампанское производят в Шампани, коньяк - в Коньяке, пармезан - в итальянском Парма, а права на производство сыра фета принадлежат только Греции.
Справка КП
Верховная Рада приняла в законопроект №1065 о совершенствовании правовой защиты географических указаний. Если 11 сентября за него проголосовали 310 народных депутатов, то 20 сентября - 277. Закон вступает в действие с 1 января 2020 года.
Законопроект защищает названия регионов и местностей, где традиционно производятся товары с особыми свойствами и репутацией - уникальные товары. По словам его автора Роксоланы Пидласы, подписав Соглашение об ассоциации Украина взяла на себя обязательства охранять европейские географические бренды от подделок, передает УНИАН. Помимо этого, украинские географические названия также получают правовую охрану в странах ЕС.
Согласно законопроекту №1065, географическое указание - это наименование, идентифицирующее происхождение товара из определенного города, репутацию, качество и другие характеристики, обусловленные локациями их добычи. При этом хотя бы один из этапов производства должен быть на определенной географической территории. Право на государственную регистрацию географического указания будут иметь объединения лиц, которые производят товар и добывают и перерабатывают сырь в указанном географическом месте.