В психологической драме, рассказывающей об одном дне из жизни крупного чиновника мэрии подмосковного городка, звезда легендарной советской мелодрамы "Москва слезам не верит" сыграла одну из самых радикальных своих ролей - полупарализованную мать главного героя. За такие в Голливуде немедленно выдают "Оскар".
"Зато ресницы приклеивать не будут"
- Когда смотрел фильм, думал о том, какая смелая у вас в нем актерская работа! А потом подумал: эта актриса стала настоящим российским секс-символом, когда все было под запретом. И вообще вам далеко не впервой рисковать.
- Ну вы еще в театре меня не видели. Вот, например, в репертуаре Театра имени Пушкина когда-то была пьеса Антонио Вальехо "История одной лестницы". В ней моя героиня в первом акте - юная, скромная девочка, во втором - яркая проститутка, а в третьем - бомжиха без зубов. Три акта - три разных образа. Это же огромное счастье для актера, когда выпадает возможность понаблюдать за жизнью человека в развитии! Но в кино оно выпадает редко. Я вообще очень люблю внешние преображения. Когда-то Константин Худяков пригласил меня в сериал "Такая короткая долгая жизнь" на роль деревенской женщины, и я, с роду не бывавшая в деревне, поговорив с режиссером, намазала себе волосы репейным маслом, оттопырила гуммозом ушки - и получилось то, что нам обоим было нужно. В театре у меня много таких преображений. Внешний облик связан с внутренним, очень связан.
- Вы легко соглашаетесь на такие преображения? Невыигрышные, можно сказать.
- Легко, если мне нравится материал. Роль, которую предложила Светлана Проскурина, мне понравилась. Когда ты берешь в руки сценарий и читаешь, что у тебя роль умирающего человека, то понимаешь, что ресницы тебе в этой роли точно приклеивать не будут. С вашей точки зрения, это невыигрышная роль?
- Да, зато есть плюс: не надо гримироваться!
- Вот именно! Хотя грим все же был - в сторону ухудшения... Это шок для тех, кто видит меня другой. И вообще нас еще в Школе-студии МХАТ учили, что для актера не может быть ничего приятнее, чем когда его в роли не узнали. Это комплимент! Актер должен уметь играть и принца, и нищего. Быть красавцем и уродом.
Была как Алла Пугачева
- Вы представитель той актерской породы, которая работает очень лаконично, по-европейски, без хлопотания лицом, на абсолютной органике. Кто из зарубежных артистов вам нравится?
- Очень люблю Роберта Де Ниро. Помню свое первоaе впечатление, когда увидела его в фильме "Бешеный бык". Фильм начинался с того, что он предстает старым - красивый, тогда еще совсем молодой человек... И, конечно, меня потрясает умение западных актеров растолстеть на 20 кг, а потом на столько же похудеть - на это я не способна. Ладно еще растолстеть, а вот насчет похудеть уверенности нет...
Или к вопросу о перевоплощении Шарлиз Терон. Роскошная женщина, получила "Оскар" за роль в фильме "Монстр", где буквально себя обезобразила...
- Вы снялись в экранизации Пелевина "Ампир V". Вот это я понимаю!
- Да, это совершенно противоположно тому, что я делаю в картине "Воскресенье". Это полная выкладка грима: ресницы, парик, губы - все, что возможно. Я играю богиню Иштар. Пелевин писал этот персонаж с Аллы Борисовны Пугачевой. И мне даже сделали под нее парик, издали я была на нее очень похожа. Это очень любопытное действо. Хотя, пока не посмотришь, никогда не знаешь, что получится. Но литературный материал мне очень понравился. Он тоже очень смелый, очень мощный. И страшноватый даже, можно сказать.
Поцелуй взасос - и на этом все
- Знаю, что вы снимались у Миклоша Янчо, выдающегося венгерского режиссера.
- Да, моя кинематографическая карьера могла сложиться по-другому, но в Театре имени Пушкина главным режиссером был в то время Борис Равенских, который очень не любил, когда его актеры снимались... Миклош Янчо выбрал меня на главную роль в фильме, но меня не утвердил наш политический отдел, который считал, что русская женщина не должна предавать своих. И на главную роль взяли польскую актрису. Тогда Миклош Янчо сказал, что придумает для меня роль, хотя бы маленькую, так я ему почему-то понравилась. Он вызвал меня в Кострому, снял крупным планом мой поцелуй взасос с Михаилом Казаковым, и на этом все закончилось. Потому что Равенских не отпустил меня сниматься в Будапешт...
- Вы согласны с тем, что актерская судьба во многом - везение?
- Еще Станиславский говорил: для того чтобы актеру состояться, нужны три вещи: дарование, работоспособность и удача. Одного из этих компонентов нет - до свидания. Но работоспособность, наверное, все-таки главное. Если ты занимаешься этой профессией, надо заниматься ею всерьез.