Открыть – и точка!
Президент Украины Владимир Зеленский, который ранее не раз подтверждал намерение открыть рынок земли, поручил Кабмину разработать законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения до 1 октября, а Верховной Раде – отменить земельный мораторий до 1 декабря 2019 года.
"Введение рынка земли. Разработать и внести на рассмотрение парламента законопроект о рынке земель сельскохозяйственного назначения и отменить мораторий на продажу земли. Срок – до 1 октября 2019 года. Ответственный – Алексей Гончарук, министр экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов", – цитируют президента СМИ.
Эксперты в соцсетях тут же шутливо резюмировали: по всей видимости, это будет самый короткий законопроект в истории, состоящий из одного предложения: "открыть рынок земли".
Но, конечно, не все так просто.
В частности, как стало известно, в Украине решили допустить к рынку земли иностранцев. Об этом сказал премьер-министр Украины Алексей Гончарук, по словам которого, Украина вместе с Всемирным банком просчитала 25 сценариев реформы, чтобы понять, какой из них даст наибольший эффект.
"Нам нужно выбирать модель, которая дает наибольший экономический рост. Это означает, что нам нужно разрешить операции с землей для всех, кто имеет возможность сейчас ее обрабатывать, в том числе для иностранных граждан, но при условии, если они регистрируют юридическое лицо в Украине и платят тут налоги", - отметил новый премьер.
То есть, уточнил он, де-юре, доступ к рынку земли будет иметь украинец и украинское юрлицо.
Одна из основных задач реформы – сделать равным доступ к кредитам на покупку земли. По словам Гончарука, крупные агрохолдинги имеют более дешевый ресурс, а у небольших фермерских хозяйств его нет. Поэтому старт земельной реформы отложат на лето 2020-го. В правительстве рассчитывают, что к тому времени кредитование в гривне будет значительно дешевле, чем сейчас, а это важно, поскольку желательно, чтобы мелкий украинский фермер находился в более выгодных условиях, чем его иностранный конкурент.
Риски и возможности
Эксперты в один голос говорят, что для снятия моратория нужно еще принять закон об обороте сельхозземель. Иначе рынок может уйти в тень.
- Если отменят мораторий, не приняв закон об обороте сельскохозяйственных земель, то это будет самый худший вариант из всех возможных, - говорит экономист Алексей Кущ. - Можно быть сторонником открытия рынка земли, можно быть противником, но нельзя быть сторонником открытия "серого" рынка земли. Снятие моратория без принятия соответствующего закона как раз запустит самый негативный сценарий, который будет иметь наиболее отрицательные последствия.
Чтобы избежать скупки земель по минимальной стоимости, эксперты предлагают ввести минимальную стоимость с обязательной привязкой к реальной рыночной, в том числе мировой – около 5 тысяч евро за гектар.
Также специалисты предлагают до открытия рынка провести инвентаризацию и усовершенствовать механизм ипотеки земли. При этом регистрация должна быть именно в той объединенной территориальной общине, где расположен земельный участок, а первоочередное право выкупа паев должно получить физическое или юридическое лицо, которое ими сейчас пользуется.
В Общественной коалиции за отмену земельного моратория предлагают вводить ограничения на владение землей по принципу антимонопольного законодательства - ограничивать процент земель, которые в одних руках может сконцентрировать бизнес в регионе и по Украине в целом. Например, не разрешать агрохолдингами скупать больше определенной площади.
За и против
За введение рынка земли выступает подавляющее большинство экономистов, главный аргумент которых прост: человек должен иметь возможность распоряжаться своей собственностью. В качестве наглядной иллюстрации эксперты приводят пример с жильем. Представьте, что у вас есть квартира, в которой вы не хотите или не можете жить. В этом случае вы можете ее продать, сдать в аренду, взять под ее залог кредит в банке. Но владельцы сельхозземель практически всех этих возможностей лишены: по нынешнему закону они могут только сдавать ее в аренду. В такой ситуации цену (чаще всего, копеечную) диктует арендатор – неудивительно, что крупный агробизнес выступает против открытия рынка.
Открытие рынка привлечет дополнительные инвестиции в экономику. Ведь даже если землю не позволят скупать иностранцам, они смогут инвестировать в агропредприятия, которые будут вкладывать средства в украинскую землю. Это привлечет, по разным оценкам, от 2 до 7 миллиардов долларов в год дополнительных инвестиций и поможет экономике расти дополнительно на 1-3% в год.
В качестве аргументов "против" приводят тот факт, что до сих пор не проведена полная инвентаризация государственных земель. По словам противников открытия рынка, сейчас зависло около 10 миллионов гектаров – это земли запаса, неистребованные паи, паи тех, кто умер и не успел передать свою землю в наследство, земли, которые находятся вне населенных пунктов.
Также не решена проблема неравенства крестьян - жители сел, в которых были колхозы, смогли получить земельные паи, а те, кто работал в совхозах, нет. Непонятна и судьба земель, которые принадлежат территориальным общинам: децентрализация предполагает передачу государственной земли в коммунальную собственность.
"Главное – сильный мелкий собственник"
О том, что само по себе открытие рынка земли – это правильная инициатива, однако суть намного важней формы, на своей странице в соцсети написал экономист компании ТОВ "УПГ-ІНВЕСТ" Николай Бадаев. А в качестве иллюстрации привел Тайвань и Филиппины ХХ века.
В Тайване успешная земельная реформа сопровождалась экспроприацией сельхозземель у крупных землевладельцев (часто это были японцы). Справедливое распределение земли между местными жителями проходило при активной поддержке от государства - развитие инфраструктуры, гранты лучшим хозяйствам, материальная и технологическая поддержка (льготная продажа семян, тотальное обучение людей современным методам выращивания самых дорогих культур и т.д.). Это была радикальная реформа, без всяких "а давайте поговорим, найдем компромисс, чтобы все были довольны".
Одним из ключевых моментов было то, что между покупателем и продавцом земли была "прокладка" из земельных комитетов. Это негосударственные организации, которые были как профсоюзы владельцев земли. Бедных больше не могли обмануть лендлорды и корпорации - продажей земли занимались комитеты, которые оказывали правовую, а порой и физическую защиту тем, кто мог быть обманутым.
Филиппины после Второй мировой войны оказались в ситуации того же окна возможностей. Однако тут власти сделали все, чтобы принять максимально запутанную земельную реформу, которая растянулась на полстолетия. Итоги ее таковы, что реально распределенная земля составляла около 4% от всех земель сельхозназначения.
Но самый главный провал заключался в том, что слабое государство оставило новых владельцев наедине с местными земельными баронами. В итоге человек, который получил право на землю, не мог эффективно ее использовать. Льготных кредитов от государства не было, зато местные "решалы" давали под 10% в месяц. Почти все новые владельцы земли или банкротились, или попадали в долговую кабалу, что в итоге приводило к потере участка.
- История еще не знала успешных латифундистов, зато знала успешное развитие стран, основанное на мелком собственнике, - говорит Николай Бадаев. - Все просто: мелкий собственник всегда будет эффективней. Он всегда будет стремиться сохранить землю в надлежащем виде, всегда будет выращивать только экономически выгодные культуры и искать способы максимально оптимально использовать посевные площади на своем небольшом участке. Сильный мелкий собственник - это повышение ответственности, это экономическая стабильность доходов в регионе и возможность работы для каждого местного жителя. Трудоемкие культуры никогда не будут выращиваться на огромных плантациях. Это та модель, которая позволила всем развитым странам стать богатыми, а не дотации Косюку и остальным миллиардерам.
Эксперт говорит, что, скорее всего, самостоятельно с этим вопросом мы не справимся – для этого нет ни денег, ни умений. Наряду с формированием однозначной политики поддержки мелких землевладельцев, стране нужна финансовая и технологическая помощь. Плюс – правовая поддержка землевладельцев, многие из которых сдали свою землю на 50 лет в аренду лендлордам, так что теперь можно ожидать крики про "геноцид села" и "защиту людей" - только бы дальше неэффективно использовать тысячи гектаров земли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сможет ли украинская экономика расти на 5% в год
Экономисты говорят, что ничего нереального в таком росте нет, но для реализации плана нужен хотя бы сам план.
Рынок земли, тарифы и МВФ. Реально ли выполнить предвыборные обещания
"КП" в Украине" вместе с экспертами проанализировала экономические блоки программ политических партий.