До выборов в Кнессет Израиля остается меньше месяца, голосование запланировано на 17 сентября. В апреле этого года партия "Ликуд", которую возглавляет действующий премьер Биньямин Нетаньяху, не смогла сформировать коалицию. Единственным, с кем они могли объединиться был Авигдор Либерман и его политсила "Наш дом Израиль", однако его условия оказались неприемлемыми для действующего премьер-министра.
Небольшой сенсацией весной стал Бенни Ганц и его партия "Кахоль Лаван" (бело-голубые). Всю свою кампанию они выстроили на том, что выступают категорически против Нетаньяху и набрали ровно такой же процент, как и премьерский "Ликуд". Им тоже не с кем было формировать коалицию, поэтому после непродолжительных споров новый парламент самораспустился и были назначены досрочные выборы.
"В Израиле пресса – это не четвертая власть, а первая"
- Хотелось бы начать с недавних событий. Как вам визит Нетаньяху в Украину и что думаете по поводу этого инцидента с его женой в аэропорту?
- Инцидент раздут на пустом месте, та и ничего на самом деле. В украинской прессе на это тоже сначала не обратили никакого внимания, а подключились только после того, как эту историю раздула израильская пресса. Это вообще такая чушь на фоне реальных каких-то вещей, что оценку тут можно дать только одну – израильская избирательная кампания, к сожалению, очень мало концентрируется на содержательных вопросах и много на личных. Поэтому я бы серьезно к этому вообще не относился.
- А действительно ли Сара Нетаньяху настолько скандальная, как о ней пишут?
- Да это чушь собачья. Она действительно дама с непростым характером. Ну, а где вы видели дам у политиков такого уровня с простым характером? Спокойные и незаметные девушки не бывают первыми леди.
- Но она часто становится объектом для нападок.
- Знаете, если вас постоянно ищут, если вы все время находитесь под микроскопом, то всегда можно чего-нибудь накопать. Я думаю, что если нас с вами 24 часа в сутки будут сопровождать журналисты и все мгновенно будет попадать в СМИ, то и вы станете злодеем. С этим все очень просто. И нужно еще понимать израильскую ситуацию, где пресса – это не четвертая власть, а первая.
- Действительно ли Нетаньяху к нам приехал из-за выборов? Неужели выходцы из Украины могут так сильно повлиять на исход голосования?
- Окружение премьер-министра утверждает, что эта поездка не имеет никакого отношения к выборам. Его соперники утверждают, что это имеет самое прямое. Выходцы из Украины составляют примерно треть русскоговорящего Израиля – это где-то 270 тысяч человек. Это много, примерно семь мандатов из 120. Это то, что решает, кто сформирует правительство в Израиле.
Соответственно, в этой ситуации стоит использовать любой электоральный ресурс. Но я не думаю, что Нетаньяху могли дать рекомендацию – строить на этом все. Более того, основная часть выходцев из бывшего СССР уже давно является продуктом израильского опыта, а не постсоветского наследия.
- Какие вообще перспективы в отношениях между Украиной и Израилем? Нетаньяху там говорил, что даже хочет помирить нас с Россией.
- Глупости это все. Ничего он такого не говорил, это выдумка журналистов. Ему задали вопрос чисто с неба. Нетаньяху посмеялся и сказал, что если попросят, то может что-то он и придумает, а из этого раздули также, как с этими крошками Сары. Биби поехал, потому что надеется, что это как-то повлияет на электоральный расклад. И второе – есть некоторые вопросы, которые нужно решать. Но в целом, это можно было сделать и до, и после выборов. Просто сейчас такой расклад, что лучше перед голосованием учесть русскоязычный электорат. Но если подводить итоги, то визит был важным и нужным, а остальным можно пренебречь.
"Всем придется договариваться со всеми"
- Чего ждать от грядущих выборов в Кнессет?
- Вообще, шансы пройти в Кнессет сейчас есть у семи или восьми партий. Умеренный израильский избиратель с небольшим уклоном вправо или с небольшим уклоном влево делит свои голоса ровно пополам. В итоге дополнительную силу получают те, которые говорят о национальном единстве, о коллективных ценностях. Каждый раз это какая-то новая партия. В этот раз это Либерман и "Наш дом Израиль". Он еще допрыгается до премьер-министра такими темпами. У него в апреле было пять мандатов и казалось, что это все – это конец карьеры. Но он совершил такой яркий ход. Ключи от правды именно у него.
Ни "бело-голубые", ни "Ликуд" не смогут сформировать такую коалицию, как им хотелось бы. Всем придется договариваться со всеми. Нетаньяху договариваться только с Либерманом будет невозможно, поэтому придется брать кого-то из центра, а это "Бело-голубые".
- Действительно ли выходцы из Украины и России могут повлиять на исход голосования?
- Перед прошлыми выборами в апреле русскоязычную общину списали. Тогда заявили, что она ничего не определяет и ни на что не влияет. А сегодня говорят о том, что она определяет все. От них сегодня действительно много зависит. Реально же за Либермана собираются голосовать не только русскоязычные, но и представители как умеренно правых, так и умеренно левых. Да и вообще, сама по себе идея центристского правительства с уклоном вправо довольно популярна.
То, что у нас происходит – это нормальная израильская ситуация, когда 80 процентов израильтян согласны по поводу 80 процентов проблем и вопросов. Это в общем-то парадокс для страны, которая постоянно воюет.
- А почему "Ликуд" не смогли договориться с ультраправыми партиями?
- Во-первых, Нетаньяху пытался. Но в партии "Сила Израиля" такие уже радикалы, что в "Ликуде" они просто не нужны и брать их к себе никто не собирается. Если вы партию "Свобода" умножите на четыре, то вот это примерно оно и получится. Они религиозные сионисты. Это те, которые очень консервативны в вопросах взаимоотношения с государством. Они националисты, только не светские, а очень религиозные. Брать их к себе – это оттолкнуть от себе умеренного избирателя и потерять власть навсегда.
- Но были ведь и другие партии, с которыми можно было объединиться?
- Была еще Айелед Шакед. Она светская, либеральная такая все из себя. Нетаньяху пробовал присоединить ее к себе, но они не договорились. Там ребята амбициозные, они просили высокие места в списке, хотели для себя того, чего они не стоят. Я думаю, что они вообще не пройдут электоральный барьер и утопят мандата три.
- У вас есть очень необычные партии с довольно смешными названиями. Зачем они нужны?
- 32 списка идет. Шансы пройти в Кнессет есть у семи или восьми. У нас действительно есть забавные проекты типа "Партии прав мужчины в семье" или "Партия борьбы с банками" или "Партия трансцендентальной медитации" - это, кстати, вообще замечательная партия. Они считают, что если собрать по 30 тысяч евреев и арабов, а потом заставить их медитировать, то будет мир на Ближнем Востоке. Есть еще партия "Ноа" ультраконсервативная, у нее единственная повестка дня – это борьба против легализации однополых браков. Понятно, что все это выбросит в отвал какое-то количество голосов. Все это курьезы, но они забирают голоса у проходных партий.
- Партия "Кахоль-Лаван" (Бело-голубые) весной, как мне показалось, резко выстрелила, они взяли такой же процент, как и "Ликуд". Какие изменения произошли за это лето и на что они будут претендовать теперь?
- Вам правильно показалось, они действительно выстрелили. Переговоры по коалиции им президент вести не поручал, да и сформировать они все равно ничего не могли по определению. Арабы с ними в коалицию бы не пошли, а других способов дотянуть до 61 мандата у них все равно не было. Им надо было брать в коалицию Нетаньяху, но они сами залезли на высокое дерево, потому что вся кампания была построена под лозунгом "Только не Биби". Они даже не против "Ликуд", но только чтоб там не было Нетаньяху. Такие партии могут быть только партией власти. Если они не становятся партией власти, то они начинают разваливаться.
- То есть сейчас даже для их сторонников нет особого смысла за них голосовать?
- Ну, кто-то видит в этом смысл, но только в надежде на то, что они станут частью вот этой какой-то широкой коалиции. Но в целом, все понимают, что для того, чтобы такая схема получилась, нужно усиливать тот субъект, который сможет это сделать. Но "Кахоль Лаван" точно потерял за это время пять-шесть мандатов минимум.
- Какие проблемы государство Израиль испытывает сегодня?
- Нужно заниматься реальными вещами: безопасностью, Сектором Газа, экономикой, выстраивать по-новому взаимоотношения государства и религии, выводить на рынок труда новые группы населения, которые сидят на плечах соцобеспечения – это ультрарелигиозные мужчины и арабские женщины. Израиль уже исчерпал потенциал роста, который был в девяностые и нулевые. Нужно переходить на новый уровень. Соответственно, для этого нужно радикально перестраивать всю стратегию национального развития. Поэтому нужно вынести за скобки все личные конфликты. В завершение могу сказать, что все останутся в живых и будут жить долго и счастливо. Если вас волнует наша судьба, то у нас все в порядке.
СПРАВКА КП
Зеэв Ханин – израильский политолог. Уроженец Запорожья. После репатриации в Израиль работал преподавателем Отделения истории Ближнего Востока и Африки в Тель-Авивском университете. Является преподавателем Отделения политологии Университета Бар-Илан, руководитель программы изучения Израиля в Центре Чейза по развитию иудаики на русском языке Еврейского университета в Иерусалиме и политический комментатор радио РЕКА.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Супруга Нетаньяху затмила в Киеве и мужа, и Зеленского
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху завершил свой двухдневный визит в Украину и вернулся к себе на родину. Самым ярким событием этих двух дней стал инцидент, произошедший в аэропорту с участием супруги израильского премьера Сары Нетаньяху. Она не разобралась с украинскими традициями и не стала есть хлеб с солью, раскрошив его просто на землю. По мнению экспертов, сам факт, что это стало главной новостью, говорит о том, что встреча двух лидеров была больше протокольной и мало что несла по существу.