Директор Третьяковки: "Черный квадрат" больше не покинет Москву

Последний раз картина "ездила" в Нью-Йорк в 2003-м.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

"Черный квадрат" Каземира Малевича больше никогда не покинет Москву. Об этом в интервью "Известиям" сказала генеральный директор Третьяковской галереи. Зельфира Трегулова уточнила, что речь идет о работе 1915 года, версия 1929-го сможет "перемещаться" по миру.

- В постоянной экспозиции (Третьяковки, - Авт.) всегда висел один - первый, 1915 года. В последний раз он уезжал в 2003 году на выставку "Супрематизм Малевича" в Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. С тех пор картина не покидала Третьяковку и покидать не будет. Дело не в ее сохранности - она вполне позволяет отправить полотно в Нью-Йорк. Но это одно из важнейших произведений мирового искусства, и больше мы его "отпускать" не собираемся, - заявила Трегулова.

"Черный квадрат" хранится в здании галереи на Крымском Валу. После 2023 года музей планирует закрыть его и открыть новое на Кадашевской набережной. Планируется, что два квадрата большую часть времени будут висеть вместе.

- Думаю, это удивительная, уникальная возможность постоять перед двумя "Черными квадратами", сравнить, подумать, проанализировать свои ощущения. Это действительно особое чувство - желаю испытать его как можно большему количеству зрителей, - говорит директор Третьяковской галереи.

Вариант "Черного квадрата" 1929 года Зельфира Трегулова называет второй картиной, а не авторским повторением. Также есть еще два "Квадрата" - один больше, другой меньше. Они хранятся в Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге.

- Малевич делал их для выставок, где хотел демонстрировать рядом с другими работами, и это диктовало необходимый размер, - объяснила Трегулова.

Директор Третьяковки разделяет мнение о том, что красочный слой на "Квадрате" 1915 года растрескался, так как Малевич не совсем правильно загрунтовал холст. По ее слова, под "Черным квадратом" находятся два других изображения. Одно из них протосупрематическое, второе - футуристическое.

- Там даже невооруженным глазом видны красные, синие, зеленые оттенки, проступающие через черный. Наверное, закрашивая их, Малевич действовал спонтанно, повинуясь подсознанию, и не соблюдал какие-то технологии. И то, что уже буквально через 10 лет после создания на картине появились кракелюры (трещины красочного слоя, - Авт.), как раз и побудило Малевича написать второй "Черный квадрат" того же размера. Это было сделано для его персональной выставки, которая в 1929 году проходила в Третьяковской галерее. Есть предположения, что он даже пытался реставрировать первый "Квадрат", но потом предпочел создать новую версию, - говорит Трегулова.

Она уверена, что Малевич понимал, в чем проблемы первого "Черного квадрата".

Казимир Малевич родился в 1879 году в Киеве, умер в 1935-м в Ленинграде. В 2016 году аэропорт "Борисполь" хотели переименовать в честь художника, однако решение так и не было принято. Экс-директор "Украинского дома" и "Мистецького Арсеналу" Наталья Заболотная в интервью "КП в Украине" рассказала, что президент Петр Порошенко не понимал Малевича.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Киеве в честь Казимира Малевича назвали не ту улицу

Авторы нового документального фильма о художнике выяснили, что Малевич родился на улице Жадановского, а не Бульонской, как считалось ранее.