По данным AirHelp - ведущей в мире организации по защите прав авиапассажиров – к обстоятельствам, которые не снимают с авиакомпании ответственность за выплату компенсации за отмену или задержку рейса, относятся как технические проблемы, так и забастовки сотрудников авиакомпании. Более того: перевозчики могут нести ответственность даже в случае плохой погоды.
Тем не менее, говорят аналитики сервиса, в ответ на обоснованные претензии, направленные AirHelp, почти в половине случаев авиакомпании дают первоначальный отказ. И в таких ситуациях не лишним будет знать, какие форс-мажоры авиакомпании чаще всего используют для обоснования своего отказа.
"Согласно Регламенту ЕС №261, защищающему права авиапассажиров, компенсации не выплачиваются пассажирам рейсов, сорванных в результате наступления исключительных обстоятельств, поскольку такие обстоятельства не зависят от авиакомпаний, - поясняют в AirHelp. – К ним относятся, скажем, забастовки сотрудников аэропорта и ситуации, угрожающие безопасности пассажиров. Однако к ним не относятся внутренние забастовки, опоздание персонала и технические проблемы, которые должны выявляться в ходе технического обслуживания. В частности, то, что внутренние забастовки не могут считаться исключительным обстоятельством, в прошлом году постановил Европейский суд. Следовательно, авиакомпании должны выплачивать пассажирам компенсацию за отмены и задержки рейсов, вызванные подобными ситуациями. Это постановление было подтверждено в том числе и судебным прецедентом — решением в пользу AirHelp, вынесенным окружным судом Лиссабона. Это позволило компании выиграть несколько судебных разбирательств, причиной которых послужили забастовки сотрудников авиакомпании Ryanair в апреле и июле 2018 года".
Эксперты AirHelp изучили другие судебные иски, чтобы на реальных примерах показать, какие оправдания используют авиакомпании для объяснения задержек и отмен рейсов и почему они не работают.
1. Забастовка сотрудников авиакомпании
Из-за того, что персонал авиакомпании Ryanair объявил забастовку, некоторые пассажиры были вынуждены провести в Испании 5 дней, оплачивая проживание и другие расходы из собственного кармана.
Комментарий AirHelp:
Авиакомпании обязаны выплачивать пассажирам компенсацию за сорванные по их вине рейсы, в том числе и сорванные из-за забастовки персонала авиакомпании, поскольку перевозчик должен отвечать за действия своих сотрудников.
Кроме того, не лишним будет знать: те, кто из-за задержки рейса вынужденно проводят время в аэропорту, имеют право на бесплатное обслуживание со стороны авиакомпании: еду, напитки, средства связи, проживание.
2. Нехватка пилотов или персонала экипажа
Рейс, вылетавший из Брюсселя, после двухчасовой задержки был отменен. В авикомпании пояснили, что экипаж рейса не успел отдохнуть.
AirHelp полностью поддерживает права экипажа и считает, что пилоты и бортпроводники должны отдыхать. С другой стороны, некоторые пассажиры попали домой на 24 часа позже, чем должны были.
Комментарий AirHelp:
Как и в предыдущем случае, персонал авиакомпании — зона ответственности перевозчика. Если сотрудникам не дали времени на отдых, за любые проблемы с рейсом и следующие за ними компенсации ответственность несет авиакомпания.
3. Технические проблемы
Пассажирам задержанного рейса компании LOT из Токио в Варшаву сказали, что задержка произошла по техническим причинам — нужно было произвести перезагрузку систем самолета. Эта задержка привела к тому, что некоторые пассажиры упустили свой стыковочный рейс и были вынуждены прождать еще 8 часов в Варшаве, прежде чем их посадили на рейс домой.
Комментарий AirHelp:
У авиакомпаний есть строгие правила безопасности, которые они должны соблюдать. Даже если авиакомпания пытается выдать техническую проблему за форс-мажор, на самом деле их выявление и предотвращение в ходе регулярных проверок и техобслуживания входит в обязанности авиакомпании.
4. Алкоголь
Рейс из Нью-Йорка в амстердамский аэропорт Схипхол был отменен после того, как в процессе выборочного контроля в крови второго пилота было обнаружено превышающее норму содержание алкоголя. Информация о пьяном пилоте была доведена до пассажиров в качестве оправдания за отмену рейса, но их не проинформировали о том, что им полагается компенсация.
Комментарий AirHelp:
Даже если опасная ситуация была создана по вине пилота, он является сотрудником авиакомпании, поэтому ответственность за его действия, согласно Регламенту ЕС №261, несет именно авиакомпания.
В компании напоминают: если вы не уверены, есть ли у вас право на компенсацию, вы сможете бесплатно проверить свой рейс на сайте AirHelp.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что делать, если ваш рейс задержали или отменили: 7 шагов
Сервис AirHelp дал несколько советов, которые помогут пассажирам, сильно задержавшимся в пути по вине авиаперевозчика, получить компенсацию.