Мирослав Слабошпицкий: Американцам за "Чернобыль" нужно дать Шевченковскую премию

Украинский режиссер снимет свой фильм о зоне отчуждения.

Фото:facebook.com/slaboshpytskiy

Мирослав Слабошпицкий - один из немногих украинских режиссеров, имя которого знают на Западе. В 2014 году его фильм "Племя" получил Гран-при Каннского кинофестиваля и был выдвинут на премию "Оскар" от Украины. Фестивальный успех позволил режиссеру заключить контракт с Брэдом Питтом на будущую экранизацию фильма "Тигр" по книге канадского журналиста Джона Вэйлланта. Сейчас Слабошпицкий готовится к съемкам фильма "Антропоцен" о событиях, происходивших в Чернобыльской зоне после техногенной катастрофы. "КП" в Украине" узнала у режиссера, не боится ли он сравнений с проектом HBO и зачем пригласил на главную роль американскую звезду.

- Мирослав, вы уже создавали короткометражку и даже сняли ремейк фильма о Чернобыле. Почему решили вернуться к этой теме еще раз?

- Нет, мы его как раз не сняли. Вернуться к этой теме решили именно потому, что предыдущий проект "Люксембург" не был реализован в силу разных причин, с которыми еще предстоит разбираться. После фильма "Племя", который добавил мне "веса" в значимости, я подумал, что, возможно, смогу доделать фильм о Чернобыле. У меня как раз было "окно" в расписании.

- Как появилась идея нового фильма "Антропоцен"?

- Идея снять фильм появилась еще в 1997 году, а первый сценарий к нему был написан в 98-м. Собственно, это и стало причиной первого конфликта с тогдашним Госкино. Именно по цензурным соображениям тот фильм, который планировался, не был снят. И, наверное, уже не будет. Ни одна моя работа не сосредоточена на реконструкции аварии. Хотя, конечно, я читал много информации на этот счет. Скорее даже больше, чем [сценарист сериала "Чернобыль" Крейг] Мезин, потому что не все переведено, а литературы, особенно со слов ликвидаторов, написано очень много. Часть из них просто не подлежит прочтению, а другая и вовсе настоящие шедевры.  Они мне очень помогли. Однако в моих предыдущих фильмах я пытался изобразить ту Чернобыльскую зону, которую знал с детства. 

- То есть сюжет картины не будет основан на событиях, происходивших в ночь взрыва?

- Мы всегда снимаем про сегодняшний день. Но, конечно, нам очень помог сериал "Чернобыль" тем, что он вновь навел фокус на эту тему. И это для нас положительный фактор. Это не значит, что благодаря ему мы вновь заинтересовались съемками о ЧЗ. Я же работал и до этого и хочу показать немного иное. Кстати, пользуясь случаем, хочу опровергнуть информацию о том, что съемки уже начались. Мы готовимся к ним. Одно из изданий по ошибке написало, а остальные эту информацию распространили.

С 1997 года Слабошпицкий неоднократно посещал место катастрофы Фото: личный архив режиссера

"Сценаристу и режиссеру "Чернобыля" нужно дать Шевченковскую премию"

- Вам не обидно, что самый популярный и обсуждаемый проект о Чернобыле сняли американцы, а не украинцы?

- Я и сам в некотором роде американский режиссер. Послушайте, все самое главное так или иначе сняли американцы. Естественно, там другие финансовые возможности и условия. Если бы проект не делали в США, не было бы никакого успеха у сериала. Я большой фанат "Чернобыля" от HBO. Мне он очень нравится. Считаю, что президент или министры должны вручить создателю Крейгу Мезину и режиссеру проекта Шевченковскую премию. Хотя бы потому, что столько, сколько для Украины они сделали в культурной сфере в этом году, не сделал никто.

- Сериал много критиковали за искажение фактов. В художественном проекте это было оправдано? Или в такой теме не стоит отходить от фактов?

- Я общался с ликвидаторами, которые смотрели сериал, и я не слышал от них какой-то критики. Да, такие люди склонны к тому, чтобы разбирать факты, касающиеся их профессии, однако "Чернобыль" восприняли очень хорошо. Если там и были какие-то неточности, то нужно признать, что нет какого-то единственно верного мнения, что произошло. Есть экономическая версия, есть гипотезы, которые многие считают достоверными, и т.д. В случае с сериалом очень правильно выбрана подача материала. Американский кинематограф сейчас "стоит" на универсальности. Поэтому любая история, будь то "Чернобыль", "Годзилла" или "Мстители", в любом случае - это рассказ о каких-то человеческих взаимоотношениях, героизме, любви. Сейчас американский кинематограф не уступает никому.

- Не боитесь сравнений фильма с американским проектом?

- Я вообще мало чего боюсь. Мы не конкурируем с сериалом от HBO. У нас в сюжете не будет аварии. Все события, которые будут показаны в новой картине, происходят после катастрофы. Это не является своего рода продолжением сериала, нет.  Это тот мир, который сформировался после аварии. Его не показали в сериале. К тому же это совершенно другой продукт и подход – полнометражный фильм. Поэтому нет. Я не боюсь.

При подготовке к съемкам Мирослав побывал на заводе по переработке радиоактивных отходов Фото: личный архив режиссера

"Для нас важно получить максимальное качество за минимальную цену"

- Где будут проходить съемки картины?

- Для меня принципиально снимать внутри этой территории и в настоящих декорациях. Поскольку перед нами не стоит задача показать мир до аварии, которая была очень важной для создателей того же сериала "Чернобыль" от HBO. Легче отправиться туда, где я уже неоднократно бывал, все знаю и понимаю, что и как снимать. 

- Не каждый актер согласится сниматься в зоне отчуждения, а вы хотите пригласить на главную роль голливудскую звезду.  Как с ней будете договариваться?

- Даже в фильм, который мы снимаем в Нью-Йорке в павильоне и в комфортных условиях, получить какую-либо звезду очень сложно. Очень много факторов здесь: у них свои графики, да и к тому же ты должен быть знаменитым, нужно состоять в хороших отношениях с актерским агентством. Безусловно, сейчас это важный вопрос, и мы его решаем. Это не было произнесено просто так.

- А среди украинских звезд кого-то рассматриваете на роли?

- Да, мы рассматриваем и актеров, и непрофессионалов. Мы проводили кастинги, но какие-то имена я сейчас пока не готов назвать. Хотя наличие или отсутствие наших звезд в картине никак не влияет на интерес к фильму за пределами Украины.

- Создатели сериала от HBO сделали компьютерный макет 4-го энергоблока. Вы намерены делать все с ноля или также будете искать компромиссы?

- Это как паутина. Есть какой-то один человек, который отвечает перед режиссером-постановщиком, продюсерами за качество того или иного эффекта. Но в общем спецэффекты для фильма могут сразу производить множество компаний. Мы не исключаем сотрудничества с разными графическими студиями, в том числе и украинскими. Для нас важно, как и для всех мировых производителей кино, получить максимальное качество за минимальную цену. Для этого сейчас смотрим портфолио и согласовываем графики, детально все изучаем.

- Чьей была идея выдвинуть фильм на "Оскар"?

- Ну было бы странно, если бы фильм режиссера "Племени" о Чернобыле не был выдвинут от Украины на премию "Оскар" (смеется).

- Вы также заявили, что эта картина может быть последней, которую снимете в Украине. Есть предложение от Запада продолжить карьеру там?

- Сложный вопрос. У меня уже возникли какие-то обязательства по моим американским проектам. О них я еще не могу говорить, но намерен на них сосредоточиться.  Открою вам секрет: я даже не думал снимать этот фильм, так как был разочарован в сотрудничестве с Госкино и не хотел к этому возвращаться.  Но встреча с продюсером нашего картины Олегом Коханом убедила меня попытаться сделать еще один украинский фильм. Это не значит, что я больше никогда не буду снимать здесь и что-то про Украину. Просто в ближайшее будущее у меня не будет в расписании места для других проектов. 

Презентация проекта состоялась в рамках питчинга Госкино Фото: личный архив режиссера

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мирослав Слабошпицкий: "Чтобы уговорить актрису на откровенные сцены, нужно легализовать обнаженку в ее сознании"

Режиссер побывал в гостях у "КП"в Украине" после победы на Каннском кинофестивале пять лет назад, где рассказал об успехе картины "Племя".