Владимир Бородянский: До предложения стать советником Зеленского я хотел уехать в Англию

Экс-руководитель медиагруппы StarLightMedia рассказал, почему завязал с телевидением и как попал на работу в правительство.

Фото: SLM

Владимир Бородянский 7 лет возглавлял медиагруппу StarLightMedia (телеканалы СТБ, ICTV, Новый, M1, M2 и ОЦЕ). В мае он ошарашил медийный мир решением уйти с поста. 29 июня президент Владимир Зеленский назначил Бородянского своим внештатным советником по гуманитарным вопросам. В интервью "Лига.Бизнес" он рассказал о предложении президента, своей задаче на новом посту и влиянии олигархов на медиа. "КП в Украине" выбрала ключевые заявления Бородянского. 

О предложении стать советником 

- Приглашение пришло со стороны президента. Мы встречались дважды – сначала было предложение заняться гуманитарным блоком, потом я подготовил видение работы над гуманитарной стратегией. Вся дискуссия заняла около месяца...

- Еще несколько месяцев назад у меня были совершенно другие планы: уехать в Англию на учебу, развивать свой стартап, связанный, кстати, с образованием и культурой. Но, встретившись и поговорив с президентом, я ему поверил. Поверил, что он настроен решительно, что он готов биться за страну, в смысле, бороться за независимое сильное государство до конца. Поверил, что сейчас третий исторический шанс (после 2005-го и 2015-го), и, если я не решусь сейчас, то будет нечестно по отношению к стране и самому себе. Сидеть на кухне идавать советы каждый может, а сделать… Для меня это стало вызовом.

О своей задаче 

- Государство тратит миллиарды гривен на поддержку культуры. А как ему оценить, довольно ли общество "учителем рисования"? И это – задача, которую надо решить. Я пришел сюда для того, чтобы гуманитарная сфера поняла и осознавала, зачем она существует, чтобы это приносило максимальную пользу обществу, а деньги этого же общества тратились максимально эффективно.

- Все должны понимать, что у нас война, перестройка экономики, у страны совсем немного ресурсов. И моя задача – не приходить и просить увеличения финансирования, а сначала дать результат с тем, что есть. Надо понять, где мы есть, как это работает, что и как исправить, как это измерять, а уже потом, если нужно, привлекать дополнительные деньги. 

- Я понимаю и признаю, что я не являюсь специалистом во всех сферах. И я не собираюсь единолично решать, что важнее для страны. Поэтому моя задача собрать в команде умнейших людей и дать им возможность работать."

О формировании гуманитарной стратегии 

- Мы  не заказываем стратегию у сторонних консультантов, мы делаем ее сами. Сейчас мы формируем мозговой центр, в котором выделены около десяти гуманитарных направлений. Я встречаюсь с представителями индустрий и ищу, приглашаю людей для участия в мозговом центре...Плюс мы делаем финансовый, юридический и аналитический блоки. Важно понять, какими именно финансовыми ресурсами мы располагаем в  гуманитарной сфере: госфинансы, местные финансы, донорские средства, возможно, что-то еще.

Об объединении Минкульта, Минспорта и  Миниформполитики

Подобная структура есть в Сингапуре, большинство гуманитарных функций собрано в одном министерстве в Англии. Важно уточнить, что у нас нет цели сделать огромное министерство с ворохом функций, если какое-то направление будет лучше работать, например, в Министерстве образования, оно будет туда передано. 

Мы хотим объединить три министерства, чтобы система, государство начали выполнять свои задачи. Но я не исключаю, что в процессе поиска смыслов этих направлений конфигурация может поменяться. Понимаете, сложно планировать, как куда-то прийти, когда никто не знает, куда хочет прийти. Поэтому с появлением смыслов система начнет работать намного эффективнее. 

О влиянии олигархов на СМИ

- Если вы спросите меня, проблема ли, что те, кого у нас называют олигархами, имеют возможность влиять и манипулировать общественным мнением, то я отвечу – проблема.

Как ее решать?  В моем понимании, СМИ должны быть экономически независимыми. Это очень важно: их экономика должна быть связана с их деятельностью, они должны стать бизнесом. 

Второй вопрос – контроль и оценка контента, который эти СМИ продуцируют. Если этот контент манипулятивный, это плохо. Задача – сделать так, чтобы он был не манипулятивным. А вот над способами решения этой задачи надо думать. У меня нет сейчас ответа, каким будет механизм сокращения манипуляций, но я вас уверяю – он будет.

О влиянии ТВ-успеха Зеленского на победу в выборах

- На человека влияет много факторов. То, что он видит каждый день, и это не только телевидение - влияет на его выбор.  В какой мере – это уже другой вопрос. Безусловно, телевидение повлияло в том числе. Конечно, к этому добавилось и разочарование, и желание перемен, и многое другое.

О российском ТВ-продукте 

Смотрите, на Украину напали. У нас отняли часть территории, на другой части территории развязали войну. Поэтому да, я считаю, что российский продукт должен быть запрещен. Потому что те смыслы, которые будут зашиваться в этот продукт, несут угрозу национальной безопасности. 

О контрпроопаганде 

- Украина - не Россия. Я считаю, что мы другие. И способы достижения целей у нас должны быть тоже другие. Я считаю, что нация будет сильной и Украина будет сильной, когда население будет разбираться в сути происходящего. Это очень высокая цель, но мы должны пропагандировать те модели поведения, которые считаем успешными для страны. Мы строим свою страну, и нужно популяризовать то, что делает нас конкурентоспособными в мире, то, что делает нас сильнее. Не нужно повторять то, что делает враг. Наши ответы должны быть асимметричные.   

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бородянский - в интервью "КП в Украине": "Декоммунизацию нужно провести не в названиях, а в головах"