7 навыков, которые скоро не понадобятся

Всем, кто хочет оставаться успешным в будущем, стоит помнить не только о востребованных умениях, но и о тех, которые теряют свою актуальность.

Фото: Thinkstock

Наряду со "скиллами будущего", в число которых входят самоорганизация, эмоциональный интеллект, креативность, критическое мышление, навыки программирования и т.д., эксперты кадрового портала rabota.ua назвали компетенции, которые скоро потеряют свою актуальность и останутся в прошлом.

Разумеется, многое будет зависеть от конкретных профессий, но, говорят эксперты, общие тенденции есть.

1.Мультизадачность

Желание найти работника из серии "и швец, и жнец, и на дуде игрец" по-прежнему присуще многим работодателям. Это же так заманчиво – на одну зарплату взять человека, который собой "закроет" все направления. Однако специалисты, изучавшие мультизадачность, говорят: постоянное переключение между задачами или попытки делать все одновременно, снижает производительность и качество работы. И не исключено, что работодатели наконец-то скоро это поймут.

При этом, говорят эксперты, будущее все же остается за профессиями, которые включают знания по смежным специализациям, так что приветствуется широкий набор навыков. Но все же умение фокусироваться на важном задании и делать именно то, что нужно, ценнее "игры в Юлия Цезаря".

2. Контролирование

Убеждение по поводу того, что эффективная работа строится исключительно благодаря микроменеджменту (стиль управления, при котором руководитель контролирует каждый шаг подчиненного) уходит в прошлое. 

Вместо этого приходит понимание того, что подобный стиль работы подавляет любые проявления самостоятельности в команде и умение брать ответственность на себя. Другая сторона этой же медали заключается в необходимости "шефского контроля", когда сотрудники не могут работать в отсутствии "всевидящего ока".

3. Работа без выходных и отпусков

Непрерывная работа все еще ценится работодателями и является предметом гордости наемных сотрудников: все же работать без перерывов, выходных и отпусков ради достижения цели может не каждый.  

Тем не менее эксперты утверждают, что такой режим приводит не только к падению производительности, но и к профессиональному выгоранию, и уж точно не способствует возникновению новых интересных идей. 

Словом, даже роботам нужны перерывы.

4. Целеустремленность

Умение ставить цели и фокусироваться на их достижении важно, но еще более важно уметь пересматривать цели. Если приоритеты уже неактуальны, нужно это учитывать и быстро адаптироваться к новым условиям, а не раз за разом штурмовать устаревшую цель.

5. Самоуверенность

Тут важно различать веру в собственные силы и слепую уверенность в том, что ваше мнение - единственно верное. Если первое является локомотивом достижений, то второе значительно снижает шансы на командный успех.

6. Покладистость

Умение сотрудника держать свое мнение при себе может понравиться разве что начинающему или незрелому руководителю. Опытный шеф открыт для дискуссий и даже конфликтов, поскольку знает: полное и безоговорочное одобрение всего, что предлагает начальство, - это путь в никуда.

7. "Школьные" навыки

Способность запоминать большие объемы информации уже не так важна, учитывая, что сегодня любая информация у нас всегда под рукой. Это, разумеется, не значит, что сейчас нужно попытаться вытеснить из головы "лишние знания" - конечно, нет! Просто нужно понимать, что на смену этому "школьному навыку" приходит более ценный – так называемая "информационная гигиена", то есть осознанное потребление информации.

КОМПЕТЕНТНО

"Бесполезных навыков не бывает"

- Мир меняется, и вместе с ним меняется отношение к определенным компетенциям, - отметила в комментарии "КП" в Украине" бизнес-коуч Марина Деркач. – Например, знание английского или базовые навыки программирования постепенно перестают быть конкурентным преимуществом, поскольку все больше и больше соискателей ими обладают в той или иной степени. Но при этом я бы не стала говорить, что какие-то скиллы становятся "лишними" - как говорится, знания за плечами не носить. 

Более того: люди умудряются совершенно бесполезные и даже вредные привычки превратить в весьма доходные профессии. Например, одни строят карьеру на своей любви бесконечно ходить по магазинам, становясь шоппинг-консультантами, в обязанности которых входит отвечать за закупки для клиента, помогать в выборе или поиске, где дешевле и т.д. А другие могут получить выгоду даже от неуемной любви к конструктору LEGO. Если пройти конкурс и соорудить действительно что-то уникальное на заданную тему, можно получить работу в компании и впоследствии трудиться над созданием новых наборов или ваять шикарные модели для выставок. 

Так что бесполезных навыков не бывает – главное, к месту и с умом их применять.