Несколько дней назад киевский суд вынес школьнику наказание за драку с одноклассником - год лишения свободы условно. А его родителям придется заплатить семье пострадавшего 100 тысяч гривен за моральный ущерб.
Не так часто в делах о школьных драках или буллинге удается добиться адекватного наказания. Вспомнить хотя бы прошлогоднюю историю 15-летней Сони из Одессы, которую избила группа подростков и сняла инцидент на видео. Тогда все, что грозило обвиняемым, - штраф с родителей за плохое воспитание. Его сумма - 51 гривна.
В нашей истории девятиклассник избил сверстника так, что парню пришлось провести три недели на больничной койке. 17 ударов в голову и туловище, и тоже на глазах у сверстников. И статья здесь серьезнее той, под которую попали подростки из Одессы. И хотя принятые судом меры - год условного лишения свободы и 100 тысяч гривен компенсации пострадавшему наверняка справедливы для малолетнего хулигана, они все равно выглядят довольно суровыми. Или нет?
Мы решили поговорить об этом с экспертом по вопросам защиты прав детей Алексеем Лазаренко. А каким оно, наказание для несовершеннолетних хулиганов, вообще должно быть?
- Криминальная юстиция и правосудие для детей отличается от взрослых. Хотя Уголовный кодекс у нас и взрослый и дела несовершеннолетних вынесены в отдельную часть с названием "особые случаи". Тем не менее, наказание для малолетних хулиганов должно быть таким, чтобы помогало понять вину и исправиться, а не усугубило ситуацию, и было соразмерно преступлению, - объясняет вице-президент Всеукраинской фундации "Защита прав детей" Алексей Лазаренко.
По словам нашего эксперта, любое наказание применяется для исправления. Но в случае с детьми, в отличие от взрослых преступников, нужен другой подход. Судья должен учитывать психологическую составляющую преступления. Потому что просто отправить юного хулигана в места лишения свободы - самый плохой из возможных наказаний.
- Допустим, ребенок воспитывался в маргинальной семье, где насилие норма, и поэтому он полез решать конфликт со сверстником с помощью молотка - ведь так делал и папа дома, - продолжает Алексей Лазаренко. - Отправьте такого хулигану в тюрьму, и он выйдет оттуда убийцей. Поэтому, прежде чем назначать меру наказания, судья учитывает различные факторы.
Одна из процедур, которая помогает установить психологическую составляющую преступления - система досудебного доклада. Судья может заказать его у государственной уголовно-исполнительной службы. Они, в свою очередь, должны изучить личность преступника, его поведение, окружение, проанализировать риски совершения повторного правонарушения, после чего, с учетом всех особенностей обвиняемого, рекомендовать суду назначить меру наказания.
- В случае с нашим хулиганом с молотком, у которого в семье насилие - это норма, в досудебном докладе с учетом этих факторов служба предложит в качестве меры наказания отправить ребенка в школу социальной реабилитации, где тот пройдет программу преодоления агрессивного поведения и научится справляться с гневом другими безопасными путями. У взрослого это все бесполезно учитывать, он уже сформировавшаяся личность, а в случае с детьми важно, - заканчивает наш собеседник.
А как насчет нашего случая?
- Уголовная ответственность для несовершеннолетних до 16 лет обычно применяется в случае особо тяжких преступлений - изнасилование, убийство, кража с проникновением, причинение тяжких телесных, - отвечает Алексей Лазаренко. - Так что год условно и 100 тысяч компенсации за драку с причинением телесных повреждений средней тяжести может быть жестким. Но судья принимает решение, исходя из личности совершившего преступление. И выбирает такую меру, которая будет способствовать его исправлению. Может, обвиняемый был главарем какой-то школьной группировки, допустим. Тогда условное лишение свободы на год для него - лучшая из мер. И исправиться может помочь. И точно окажется лучше, чем пребывание в исправительном учреждении. А возместить моральный ущерб нужно было безусловно.