Украина достигла макроэкономической стабильности и готова продолжить реализацию реформ после избрания нового состава Верховной Рады. Такое заявление сделал Владимир Зеленский, после чего сообщил о подготовке большой приватизации.
"Мы видим проведение этой приватизации уже в 2019 году", - констатировал президент.
Разговоры о приватизации идут не первый год, в связи с чем у простого обывателя возникает очевидный вопрос: а есть ли еще что приватизировать?
Впрочем, экономисты утверждают, что объектов – масса.
- Большая приватизация в Украине не завершена: есть ОПЗ, Центрэнерго, Турбоатом, Сумыхимпром, угольные шахты, энергетические объекты, - отметил в комментарии "КП" в Украине" аналитик Алексей Кущ. - Американцы давно спят и видят "Укргаздобычу", так что не удивлюсь, если новая команда распродаст все, включая железную дорогу, почту и телеграф.
При этом Алексей Кущ соглашается: наше государство является плохим собственником, поскольку в пользу общества не работает ни одно госпредприятие.
- Но при приватизации естественных монополий и социально значимых объектов, кроме финансовых целей, нужно оговаривать и социальные аспекты, нужен налог на "надутые ветром" активы, - поясняет аналитик свою мысль. – Как, например, в Великобритании, когда покупатели госкомпаний "по дешевке" доплатили государству после роста капитализации этих активов. Британский бюджет получил десятки миллиардов фунтов, были созданы образовательные центры по переквалификации трудовых ресурсов.
Плюс, добавляет эксперт, продавать нужно с умом. То есть, если конъюнктура не благоприятствует, как в случае с ОПЗ, нужно вначале создать условия для развития химической отрасли, а уже затем приватизировать.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера, советник президента Олег Устенко напоминает: и у сторонников, и у противников приватизации есть свои аргументы.
Например, некоторые противники приватизации говорят о том, что сегодня рынок находится на одной из самых низких точек, стоимость активов низкая. Но у украинцев нет даже таких денег, поэтому, если не подождать, пока стоимость активов вырастет, компании по дешевке скупят иностранцы. Другие говорят о том, что нужно не просто ждать, а вообще больше ничего не продавать: мол, при правильно организованном менеджменте убыточные предприятия очень быстро станут прибыльными.
- Я считаю, что аргументы "за" и "против" должны рассматриваться как с точки зрения экономической эффективности, так и влияния на коррупцию в стране, - говорит Устенко. – Причем опыт других стран с предприятиями в госсобственности меня не удовлетворяет. В частности, в пример часто приводят Китай, где совершенно другая ситуация, другой менталитет, другие условия ведения бизнеса и другой уровень коррупции.
- В условиях Украины все пошло гораздо хуже, чем в странах с госсобственностью, и все наши госпредприятия используются как коррупционные объекты, - продолжает Устенко. - Группы, заинтересованные в сохранении госпредприятий, обезопасили себя при прежней администрации, внедряя институты наблюдателей. Созданные наблюдательные советы работают в тесной связке с менеджментом в полном соответствии с поговоркой "рука руку моет", в чем мы уже могли убедиться на примере "Нафтогаза".
Но коснется ли заявленная масштабная приватизация НАКа? Устенко уверен, что да.
- Она может коснуться и "Нафтогаза", и "Укрзализныци", и госбанков, и "Укроборонпрома", и ряда других объектов, - говорит Устенко. – Украине нужно провести масштабную приватизацию и убрать государство из конкурентов – оно вообще не должно конкурировать с частным сектором. Правда, сопротивление будет колоссальным – ведь каждый "оттянутый" день дает огромные заработки тем, кто контролирует госпредприятия.