Пять вопросов о кризисе в Израиле

Спустя полтора месяца после парламентских выборов в Кнессете так и не сформировали коалицию.

Фото: pixabay.com

Израиль переживает внутренний политический кризис и впервые в своей истории после парламентских выборов уйдет на перевыборы, которые состоятся 17 сентября. Последний состав Кнессета продержался всего 45 дней, после чего самораспустился. Формальной причиной стал демарш лидера партии "Наш дом Израиль" Авигдора Либермана и споры вокруг Закона о призыве. "КП" в Украине" попыталась разобраться в межпартийных баталиях членов уходящего парламента.

- Такое происходит в первый раз в истории Израиля. Действительно Нетаниягу не сумел договориться с разными членами правительственной коалиции. Либерман проявил очень высокую степень ретивости и строптивости, после чего просто пришлось объявить о роспуске Кнессета. Сразу же скажу, что есть уже опрос общественного мнения, который указывает на то, что Нетаньяху победит с большим перевесом и этим также может объясняться его желание идти на выборы, - отмечает израильский политолог Авигдор Эскин.

1. Почему Нетаньяху не сумел сформировать коалицию?

В середине апреля партия "Ликуд", которую возглавляет действующий премьер-министр Биньямин Нетаниягу, праздновала победу на парламентских выборах. Казалось, что формирование коалиции – дело недолгого времени, однако все пошло не по плану.

- Вчера в полночь истекал срок, согласно которому премьер-министр Биньямин Нетаниягу должен был сформировать коалицию. Но формирование коалиции – это всегда торг. Каждая фракция, которая входит в коалицию требует себе какие-то министерские портфели, посты руководителей комитетов в парламенте и продвижения определенных законопроектов, которые рассчитаны на поддержку своего электората.

Например, религиозные партии пытаются провести законы по финансированию для учащихся Иешив, социальные партии - законопроекты, направленные на поддержку слабых слоев населения, и т.д. - объясняет израильский эксперт Александр Цинкер.

В случае с Либерманом и его партией ключевым вопросом стал Закон о призыве. В данном случае лидер НДИ поднял вопрос о службе ортодоксальных евреев в армии.

- Либерман пытался добиться того, чтобы Нетаниягу не сумел сформировать правительство. Он пытался тянуть кота за хвост, но он не ожидал, что Нетаньяху проведет закон о роспуске. Он думал, что Нетаниягу вернет президенту его полномочия – поручить кому-то другому сформировать коалицию. Это личная персональная и не самая красивая игра, - объясняет Авигдор Эскин.

Фото: main.knesset.gov.il 

В итоге споры привели к тому, что представители "Ликуд" решили не рисковать и перевели все в стадию перевыборов.

- Существовала опасность, что президент мог передать полномочия представителям другой партии, которые смогут создать коалицию без Нетаниягу, перетянув к себе достаточно депутатов из других фракций. Поэтому они пошли на конкретный шаг – распустить Кнессет до того времени, как пришлось бы обращаться к президенту. Поэтому и был подан законопроект о роспуске, - говорит Александр Цинкер.

2. Насколько был важен Закон о призыве?

Вопрос о призыве учащихся Иешив в армию время от времени поднимается в израильской среде и становится предметом споров. Суть претензий заключается в том, что ортодоксальные евреи содержатся на средства налогоплательщиков, а значит – не должны "косить" от службы в армии. С другой стороны, на сегодняшний день вопрос не является какой-то острой проблемой, т.к. ортодоксальные евреи в достаточном количестве представлены в рядах израильской армии.

- Есть постепенное вовлечение в армию ортодоксального сектора. С одной стороны, если сегодня посмотреть на боевые части Израиля, то они на 40-50 процентов уже укомплектованы религиозными. Просто это такая традиционная тема для бодания в Израиле. Эта проблема действительно существовала, и она постепенно решается. Но на ней спекулируют разные политические силы с тем, чтоб завоевывать себе популярность. Собственно, это то, чем сейчас пытался заниматься Либерман, - считает Эскин.

Фото: friendsoflibi.org 

Так или иначе, именно этот закон стал камнем преткновения и привел к роспуску парламента. И в данном случае эксперты сходятся во мнении, что Либерман затеял эту игру сознательно.

- Так получилось, что этот вопрос не удалось решить до последнего часа. Я не знаю, почему на самом ли деле, Либерман так уперся насчет именно этого законопроекта? Вполне возможно, что это только повод для начала более крупной игры. Думаю, что на следующих выборах вместо пяти мандатов партия Либермана может получить существенно больше. Потому что на этих выборах партия НДИ шла со слоганом "Либерман не прогнется" и сейчас ее представители могут говорить, что Либерман верен своему слову, он не прогнулся. И за счет этого попробовать получить поддержку не только своего базисного электората, но и других избирателей, которые раньше за него не голосовали. Мне кажется, что это большая и опасная игра со стороны Либермана. Конечно, он рискует, но выборы 17 сентября покажут, насколько его расчеты правильны, - говорит Цинкер.

3. Как Израиль будет жить до выборов?

Уходящий состав Кнессета так и не образовал коалицию и не сформировал новый состав правительства. Поэтому, действующий состав Кабинета министров продолжит выполнять свои функции и дальше.

Что же касается Кнессета, то он, скорее всего, не будет эффективным. Однако, от части ситуацию спасает тот факт, что парламентарии уходят на летние каникулы.

- То правительство, которое сейчас действует, оно будет действовать и дальше. По конкретным вопросам будут продвигаться законы, будет проводиться голосование. Но, понятное дело, что парламент не будет сейчас эффективен, - говорит Эскин.

4. Как это ударит по бюджету Израиля?

Для любой страны выборы – это дополнительные расходы, а перевыборы создают двойные трудности для экономики. В случае с Израилем все обстоит еще немного сложнее.

- Минфин посчитал, что выборы обойдутся Центральной избирательной комиссии в 480 миллионов шекелей. Т.е. это больше, чем 120 миллионов евро. Более того, надо будет один рабочий день объявить выходным – 17 сентября выпадает на вторник. Это хозяйству страны обойдется в копеечку. Там расчет идет на миллиарды. Более того, есть еще одна проблема. Как правило, партии, когда идут на выборы, берут у государства большие ссуды под количество мандатов, которые прогнозируют взять на выборах. Планировалось, что ссуды можно взять и за четыре года каденции выплатить. А здесь получилось, что они будут работать только до сентября и партии останутся с миллионными долгами. 

Более того, партии сейчас опять захотят какие-то деньги для своей предвыборной кампании. Откуда эти деньги брать? Это очень большой вопрос. Сейчас ряд партий обвиняют Либермана, что  из-за него страна потеряла много денег. Поэтому я и говорю, что игра большая и Либерман рискует. Насколько этот риск оправдан, можно будет говорить только после выборов, - отмечает Цинкер.

5. Чего ждать от новых выборов?

Делать какие-то конкретные прогнозы еще рано, ведь выборы пройдут только 17 сентября, однако текущие опросы общественного мнения показывают, что ничего принципиально после голосования не изменится. С учетом всех расходов, такой вывод нельзя назвать утешительным.

- Сейчас Нетаньяху попытается получить больше голосов на этих выборах и так оно и будет, не сомневаюсь в этом. А Либерман, я думаю, потеряет – ему этого не простят. Он вел себя на удивление беспардонно, - прогнозирует Авигдор Эскин.

Фото: Flash90 

Предполагается, что в сентябре праворелигиозный блок в общей сложности получит около 65 мандатов, а левые вместе с арабскими партиями наберут до 55, что действительно никак не влияет на расстановку сил.

- Я думаю, что расстановка сил после выборов 17 сентября будет примерно той же самой. У нас довольно секторальное общество и заранее понятно, сколько получит каждый лагерь (правый, левый, религиозный, арабский). Т.е. перераспределение мандатов будет идти в основном между партиями внутри блоков. Расстановка сил блоков вряд ли существенно изменится, поэтому сегодня слышны разговоры о том, что эти выборы не нужны и ничего не изменят. Поэтому приходится сожалеть, что потраченные деньги не пошли на актуальные вопросы обеспечения  слабых слоев населения, безопасности страны, образования и здравоохранения, - подытожил Александр Цинкер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Израильтяне выступили против неприкосновенности Нетаньяху

Не так давно представители провластной партии "Ликуд" заявили о необходимости законодательно обеспечить иммунитетом премьер-министра страны Беньямина Нетаньяху. Это вызвало целый шквал критики в обществе и тысячи израильтян вышли на улицы Тель-Авива с протестами.