В Житомире взят под стражу уроженец Никополя Ян Яцышин по прозвищу Батя, которого именуют наркобароном, а также лидером группировки "Белое братство". Нет, с Деви Марией Христос ничего общего, кроме "опиума для народа".
Мера пресечения Яцышину назначена без альтернативы, то есть без денежного залога. Но люди, знающие историю и подоплеку ОПГ, уверены, что он скоро окажется на свободе. Слишком благоволили к нему и судьба, и суды, и следствие.
Правоохранителей поставили на довольствие
Согласно открытым источникам, наркоторговлей "Белое братство" занимается последние десять лет, не брезгуя у себя в Никополе также рэкетом и рейдерством. Отсчетом времени разгрома криминального братства считается лето 2018 года. Но это не совсем так. Весной 2016 года тогдашний глава Департамента противодействия наркопреступности Илья Кива (нынешний глава Соцпартии Украины) гордо сообщил в Фейсбуке о проведении двух спецопераций.
Первым был задержан в Киеве 15 апреля наркоделец по прозвищу Вольдемар, когда пытался дать взятку Киве в обмен на свою неприкосновенность. Вторым - 16 апреля в Никополе тот самый Ян Яцышин, которого Кива назвал "криминальной связью" Вольдемара (возможно, авторитет в качестве бонуса к взятке подкинул адресок).
"Брали" Яцышина 80 полицейских, было проведено 23 обыска, изъяты метамфетамин и опий. Правда, в небольших количествах. Зато нашли большие суммы денег, гранаты и патроны.
И в тот же самый день, когда в Никополе разворачивался детективный сюжет, в Киеве вышел на свободу под залог в эквиваленте 35 000 долларов авторитет Вольдемар. Вскоре в зале суда благополучно из-под стражи был освобожден и Яцышин, хотя выяснилось, что годом ранее против него уже было открыто уголовное производство по незаконному обороту наркотиков.
- После обысков 2016 года Бате вменили наркотики и незаконный оборот оружия, но примерно через полгода это следствие приостановили по причине болезни подозреваемого, - рассказали "КП" в Украине" источники в полиции. - В Днепропетровской области у Бати было много полезных связей и покровителей среди законников.
Согласно пресс-релизу, который в сентябре 2018 года распространила пресс-служба Нацполиции, никопольские полицейские находились на постоянном довольствии у "Белого братства". При раскрутке этой схемы удалось задокументировать взятки на
72 000 гривен, которые передавались от бандитов операм через их бывшего сотрудника.
Сегодня известно только об одном деле против Бати, которое шатко-валко дотянули до обвинительного акта - за очередное оружие, которое нашли в машине в феврале 2016 года. Следствие ведет районный суд Днепра и никуда не спешит.
|
В духе лихих 90-х
Илья Кива приписал сфере влияния Бати города Никополь, Марганец, Орджоникидзе, а также сообщил, что его группировка обеспечивала поставки наркотиков в Запорожье. Именно с переделом сфер влияния в этом городе может быть связан кровавый эпизод в духе лихих 90-х - расстрел, окончившийся еще более кровавым взрывом двух гранат в Никопольском горрайонном суде.
10 февраля 2016 года в Никополе члены "Белого братства" спровоцировали ДТП с машиной, в которой приехали из Запорожья Ризван Тапаев и Илья Боднар. Когда их автомобиль врезался в столб, оба были изрешечены пулями. На месте расстрела видели черный "Лексус", в котором обычно разъезжал Яцышин, но сам он отрицал свою причастность и прошел по делу свидетелем.
Двух киллеров - Дениса Подоляка и Сергея Вороновского - вскоре задержали. Также был арестован организатор Роман Жмурко - один из ближайших помощников Яцышина. Дело передали в суд, но заседания все время откладывались, адвокаты подсудимых не являлись на заседания. Эта волокита, характерная для провинциальных судов, сорвала нервы отцу погибшего Ризвана - 50-летнему Руслану Тапаеву. Он пронес в зал заседаний две гранаты РГД (металлодетектор на входе не работал), а когда судья объявил об очередном переносе слушаний, взорвал одну возле клетки с подсудимыми, а на второй нечаянно подорвался сам. От полученных ранений в больнице скончался подсудимый Сергей Вороновский.
Незадолго до того, как устроить взрыв, Руслан Тапаев написал гневный пост в Фейсбуке, где заявил, что "на счету этих отморозков не один десяток отнятых жизней". О том, что "Белое братство" причастно к самым тяжким преступлениям, говорили давно. Однако официально подтвержден еще только один случай, закрутивший вокруг Бати-Яцышина реальные неприятности.
Неудавшееся покушение и разгром в Никополе
Последние полтора года 44-летний Ян с женой больше проводили время в киевской квартире, чем в Никополе. Авторитет собирался осваиваться в столице "по-взрослому", расчищая себе место под солнцем.
22 июля прошлого года возле села Олиевки Житомирского района был обстрелян "Део Ланос" 34-летнего киевлянина Георгия Курашвили. Ему повезло остаться невредимым, но пострадала 46-летняя женщина, сидевшая в машине.
Подозрения пали на "белобратчика" Руслана Лисанова, которого на следующий день задержали в развлекательном комплексе под Житомиром. Яцышин поспешил то ли на выручку друга, то ли для того, чтобы его предупредить: молчание - золото. 28 июля он гнал по трассе Киев - Чоп, когда заметил преследование. Попытался оторваться от полицейских, но врезался в дерево. При осмотре автомобиля опять нашли наркотики и оружие.
Яцышин, как обычно, заявил, что компромат подбросили, но все оказалось серьезнее. Ему предъявили подозрение в организации покушения на столичного предпринимателя. По версии следствия, Батя обещал исполнителю 500 000 гривен за голову Курашвили.
В августе полиция и военная прокуратура из Киева пожаловали в Никополь. "Бригада" провела ряд задержаний, обысков, открыла уголовные дела против продажных оперов и объявила о ликвидации "Белого братства".
Правда, в городе говорят, что триумф был преждевременным. Как минимум 15 "батиных сынков" остались на свободе и сохранили основные каналы поставки и продажи наркотиков.
|
Силовики не хотели выпускать добычу
Тем временем сам Яцышин сидел в Житомирском СИЗО - до декабря прошлого года, когда Королевский районный суд изменил ему меру пресечения: продлили арест, но назначили залог. Смягчить Фемиду помог эпилептический припадок, случившийся во время заседания, а может быть, и кое-что еще.
Супруга Яна оперативно внесла 500 000 гривен, но адвокатам пришлось поискать подзащитного. Житомирская полиция не хотела выпускать "жирную добычу", рассчитывая на жалобу прокуратуры в высший суд. Ага!
27 декабря Апелляционный суд Житомирской области отпустил Яна прямо из зала суда. На этой почве руководитель полиции Житомира и глава суда даже громко поругались. Вячеслав Печененко написал пост в Фейсбуке в стиле "Все пропало!", а Юрий Жизневский разместил на официальной странице своего суда спич "Граждане должны знать правду". Она заключается в том, что после внесения залога подозреваемый шесть суток незаконно удерживался полицейскими без права на защиту.
Но и Яцышин после освобождения не больно следовал закону. К следователю не являлся, ссылаясь на болезнь, а когда его разрешили доставить принудительно, и вовсе исчез.
К чести житомирских полицейских (против которых, однако, открыто уголовное производство за то, что прятали Яцышина от адвокатов), им удалось разыскать пропажу в Днепре. И тот же Королевский суд снова вынес решение об аресте.
Сейчас адвокаты Бати в срочном порядке готовят апелляцию. Да и в Киеве за него, говорят, есть кому заступиться.