Который день ломаются копья вокруг назначений Владимира Зеленского. Больше всего достается новому главе Администрации президента Андрею Богдану, который работал на государственных постах при Януковиче.
Оппоненты нового президента сразу заявили, что эта фигура незаконная, так как подпадает под закон о люстрации. Сам виновник переполоха парировал - по закону о государственной службе не является чиновником.
Где правда и какой законный выход можно найти, выясняла "КП" в Украине".
Закон плохой, но он работает
Собственно люстрация (в переводе с латинского "очищение путем жертвоприношения") применяется при болезненной смене власти в стране. Вновь пришедшие хотят минимизировать, если не исключить совсем, влияние на процессы в стране представителей прежней власти, в руках у которых прямые рычаги управления.
Должность руководителя Администрации президента в Украине таковые не предполагает. Человек, ее занявший, исполняет номинально организаторские и советнические функции и не может издать ни одного государственного акта. То есть, действительно не является чиновником, что закреплено в 3-й части Закона Украины "О государственной службе". На нее и сослался Зеленский, подписывая указ о назначении Андрея Богдана.
В то же время в закон "Об очищении власти", принятый в 2014 году, должности главы АП и его заместителей вписаны отдельной строкой. Андрей Богдан может сколько угодно называть свою люстрацию несправедливой, но действие закона от этого не прекращается.
Однако… в бытность президентом Порошенко закон об очищении власти уже игнорировался, отмечает бывший замгенерального прокурора Алексей Баганец.
- Есть пример, когда суд выносил решение о неприменении закона к одному из прокурорских работников. Также мы знаем, что в 2014 году начальником милиции Киева был назначен человек, занимавший руководящие посты при Януковиче, - напоминает адвокат.
Речь идет о нынешнем губернаторе Киевской области Александре Терещуке. Когда под давлением шумных активистов Арсен Аваков все-таки снял Терещука с должности, Петр Порошенко издал специальный указ о том, что люстрация к генерал-майору не применяется из соображений обороноспособности государства.
Что мешает Зеленскому подписать похожий документ в отношении верного соратника?
Подождать или переименовать
А можно просто подождать, рассчитывая, что проблема утрясется сама собой. Не в том смысле, что забудут. А в том, что Конституционный суд наконец примет решение по закону о люстрации.
- Этот закон был раскритикован в Европе. Нормы международного права запрещают применять ограничительные санкции к людям, чья вина не доказана, - говорит Алексей Баганец. – Допустим, если не весь закон об очищении власти, то отдельные его положения должны быть признаны неконституционными.
Если под решение КС подпадет пункт о главе АП, назначение Богдана станет законным. Если нет, команда Зеленского может воспользоваться другим приемом.
- Президент может провести реорганизацию и переименовать свою Администрацию, например, в Секретариат, переназначив главу и его заместителей, - говорит адвокат Алексей Сиротин. – Должностей с новыми названиями люстрация не касается.
На суд к Соломону
Это было о защите, а теперь – о нападении. В малоизвестном широкой публике Кодексе об административном судопроизводстве есть 266-я статья, которая позволяет обжаловать в Верховном суде государственные акты, в том числе указы президента. Любой гражданин Украины – начиная от высокого политика и заканчивая дворником - вправе подать жалобу на назначения Зеленского.
Правда, истцу придется указать, какие его права нарушил своим указом президент. Но и это не является проблемой.
- Истец может пожаловаться на то, что нарушено его право жить в правовом государстве, где президент исполняет все действующие законы, - консультирует адвокат Виктор Петруненко. – А вообще эта коллизия показывает, как бессистемно эти законы у нас принимаются.
В связи с этим юрист напоминает притчу о том, как царь Соломон рассудил спор двух поданных. "Ты прав", - сказал он, выслушав одну сторону. "Ты прав", - ответил и на аргументы второй. Когда советник заметил царю, что так не бывает, мудрец резюмировал: "И ты тоже прав".