Какие правила выборов от Зеленского на "ура" воспримут спонсоры партий, но не избиратели?

Народный депутат Игорь Попов рассказал о второй стороне изменений в проведении выборов от команды Зе.

Фото: Прес-служба Володимира Зеленського

Маховик глобальной кадровой перезагрузки власти набирает обороты. 20 мая президент Владимир Зеленский заявил о роспуске Верховной Рады. 21 мая – провел консультации с лидерами депутатских групп и фракций на предмет даты выборов и правил их проведения, издал указ о роспуске парламента, написал обращение на имя спикера Верховной Рады с просьбой созвать внеочередное заседание парламента.

На 22 мая на 12.00 спикер Андрей Парубий созвал внеочередное заседание парламента. В повестке дня, опубликованной на сайте Верховной Рады, действительно, значится для рассмотрения два законопроекта. Но есть один важный нюанс – не указаны их регистрационные данные. Означает ли это, что депутатам предлагают голосовать "вслепую"?

"КП в Украине" обратилась за комментарием к народному депутату, экс-главе Комитета избирателей Украины Игорю Попову с просьбой пояснить, какие избирательные правила и на что будут менять, и как это скажется на качестве избирательной кампании и будущем составе Верховной Рады.

- Вы видели текст законопроекта о внесении изменений в закон "О выборах народных депутатов?

- Его еще никто не видел. И это незаконно, так как внеочередное заседание Верховной Рады созывается под четкую повестку дня. Предполагают, что на регистрации депутатов в Верховной Раде нам выдадут какой-то первый проект закона, который, возможно, даже не будет иметь регистрационного номера. После этого, почитав законопроект, все скажут: ерунда. Объявят перерыв. Лидеры фракций пойдут к главе парламента и начнут рассказывать, что в документе криво и косо.

Поймите, это не может быть текст законопроекта на одну страницу. Ведь меня избирательные правила, нужно внести изменения минимум в 50 статей закона "О выборах народных депутатов".

- В Верховной Раде ранее зарегистрировали несколько законопроектов об изменении избирательного законодательства касательно парламентских выборов. Возможно, какой-то из этих законопроектов рассмотрят?

- Исключено. Богдан (новый глава Администрации президента Владимира Зеленского, - авт.) будет ночью писать законопроект и утром его внесут.

- По итогам консультаций Зеленского с лидерами депутатских фракций и групп журналистам было сказано, что политики проговаривали вариант отказа от мажоритарки и открытые партийные списки…

- …Закрытые! Снижение проходного барьера до 3%. Отмена мажоритарки. Возвращение политических блоков партий. Внедрение партийной диктатуры (императивный мандат, - авт.) – лишение депутата мандата в случае неправильного голосования.

- Как такие правила повлияют на избирательный процесс? Помогут пройти в Верховную Раду молодым, перспективным политикам?

- Нет, конечно. При закрытых партийных списках решение будут принимать не избиратели, а политические вожди и их спонсоры. Кого включать в списки, на какое место. Там (в списках, - авт.) будут послушные исполнители, а не амбициозные лидеры.

- Что даст возвращение блоков партий?

- Собственникам маленьких партий с рейтингом в 1% будет проще организовывать слияние. Не распуская свои партии, они смогут сохранять политическую автономию внутри блока. К примеру, три партии объединятся, договорятся ставить в избирательный список по пять человек через одного – вместе пройдут.

- Инициатива о снижении проходного барьера до 3% на что направлена?

- Помогает собрать голоса за изменение избирательной системы. 226 голосов нет за закрытые списки. А так несколько политических подгрупп, которые имеют свои партийные бренды и свои, условно говоря, полпроцента рейтинга, согласятся голосовать.

При 3% проходном барьере у нас в парламенте будет порядка 12-14 фракций. С ними лепить коалицию, правительство и договариваться о чем-то сложно, и будут постоянные проблемы возникать.

- Можно ли изменять избирательные правила после указа президента о роспуске парламента?

- Юридически можно. Ни в одном действующем законе не прописан такой запрет. Другое дело, что такая последовательность – политически неправильная. Сразу (в тот же день) после публикации указа президента, ЦИК должна дать старт избирательной кампании и обнародовать постановление о календарном плане проведения выборов. Начинается процесс выдвижения…И если изменить правила, то мы попадаем в правовую коллизию.

- Верховная Рада или суд могут приостановить действие указа президента о роспуске парламента и таким образом заблокировать проведение досрочных выборов?

- Нет. У нас в новых Кодексах нет решений в обеспечение иска, который останавливает действие нормативного акта, который обжалуется.