Гарик Кричевский: Шансон - это обычные песни со смыслом, которые никогда не выйдут из моды

Накануне сольного концерта певец рассказал "КП" в Украине" о своих экспериментах в рэп-музыке, авторских книгах и жене-директоре.

Фото: пресс-служба.

У Киева есть официальный гимн. Это песня "Як тебе не любити, Києве мій!" композитора Игоря Шамо на слова поэта Дмитрия Луценко. Но если спросить жителей столицы, какая песня у них ассоциируется с родным городом, то многие назовут "Киевлянку" Гарика Крического. Парадоксально, но сам он эту композицию не любит. Точнее, шансонье надоело ее исполнять 26 лет подряд. Но деваться некуда, и на сольном концерте Кричевского, который пройдет 23 мая в Caribbean Club Concert Hall она тоже прозвучит. Накануне выступления "КП в Украине" поговорила с артистом о любимых нелюбимых песнях, судьбе шансона и жене-директоре.

- Гарик, сегодня многие ваши коллеги перепевают свои старые песни на новый манер. Виктор Павлик, например, сделал рок-программу. А вы чем будете удивлять на сольном концерте?

-Я не собираюсь никого удивлять. Надеюсь, что придет публика, которая знает меня и мою музыку. Я просто постараюсь хорошо сделать свою работу, получая при этом удовольствие (улыбается). Стараюсь многие свои песни, которые были написаны много лет назад, сегодня обновлять - делать аранжировки. Конечно, текст я не трогаю, музыку тоже, но подача меняется. Делаю это не столько для публики, которая хочет слышать классические варианты песен, как для себя - мне так интереснее. В этом могу назвать себя эгоистом, потому что о публике я думаю только в одном случае: чтобы это было по-честному. Мы не используем фонограмму, играем с большим оркестром вживую. Все остальное я делаю для себя.

- Фаина Раневская рассказывала, что после выхода на экраны фильма "Подкидыш" как только ее видели на улице, то сразу кричали "Муля, не нервируй меня". А у вас было что-то подобное с песней "Киевлянка"?

- Да, и не только с этой песней. Но с "Киевлянкой" связана классическая история. Было это лет 15 назад. Тогда я был практически молодым человеком. Приезжаем мы в Одессу и, выходя с вагона на перрон, вижу пожилую женщину (ей было за 70). Она смотрит на меня и говорит: "Бл*, я не поняла. Это что Кричевский!?". Я с перепугу ей говорю: "Да". На что она мне: "Киевлянка - это же песня моего детства".

- Вы признавались, что петь "Киевлянку" вас, мягко говоря, утомило. Но на концертах выхода нет – люди хотят слышать хиты. А если друзья просят исполнить во время застолья, отказываетесь или поете все вместе?

- Меня уже давно друзья не просят за столом что либо исполнять. Я это делаю или же добровольно, или не делаю вообще. В первом случае я могу спеть что-то новое или то, что мне хочется показать: свежая песня, которую еще мало кто слышал или не слышал никто. К примеру, "Киевлянка" у нас за столом звучит очень редко, я бы дальше сказал - практически никогда. Ее можно услышать в моем исполнении только на коммерческих условиях на концерте.

"Езжу с корпоративами по всему миру"

- На корпоративах выступаете? Куда и к кому чаще всего зовут?

- Конечно выступаю, при первой же возможности. Корпоративы являются основным заработком для меня и моего оркестра. Не могу назвать формат мероприятий, потому что они всегда разные. В этом жанре возраста, к счастью, нет: нас приглашают как молодые люди, так и взрослые. Поэтому очень много старых артистов, таких как я, до сих пор и катаются по миру. Вот совершенно недавно наша команда прилетела из дальнего зарубежья, где выступала на корпоративе.

- Не хотите попробовать читать рэп, который так любит ваш сын? У Зиброва вроде получилось.

- Читать - нет. Какой-то хит записать с рэпером - возможно. Кстати, у меня был опыт уже в этом жанре. Записали мы дуэт с рэп-группой "Микрошум и Кашмир" 4 года назад на меню "Дождик". Я особо не слышал, чтобы это песня звучала где-то на радиостанциях. Может и была, но я просто не слушаю такую музыку. Но исходя с этого случая могу сказать, что коллаборация моего жанра и рэпа возможна - это довольно-таки интересно. Но, скорее всего, такие эксперименты могут быть только разовыми, поскольку считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

"Шансон никогда не выйдет из моды"

- Современная музыка очень отличается от той, которая звучала в начале вашего творческого пути. Мода, например, циклична. Сегодня девушки носят велосипедки и джинсы с высокой талией, как в 90-х. Как думаете, может вернуться в моду шансон?

- А Вы считаете, что он когда-то был в моде, а потом вышел из нее? Могу с вами поспорить и заверить, что это не так. Во времена, когда я записывал первый альбом рэп уже начинал набирать популярность во всем мире. Мы шли и развивались приблизительно одновременно. О том, что шансон вышел из моды слышу с первой своей пластинки (смеется). Этот жанр вне моды. Да и я его не называю шансоном, это вы - журналисты и слушатели такой термин употребляете. Для меня это обычные песни со смыслом, который не выйдет из моды никогда. В настоящее время и вправду появляются супер-модные явления в музыке, исполнители таких композиций собирают стадионы. Это происходит, как правило, несколько лет, а потом уходит в небытие, а мы же остаемся. Есть жанры, которые не в моды. В мире всегда буду слушать джаз, бразильскую музыку, Frank Sinatra - разве можно сказать, что это когда-то не будет модным? Да, артисты нашего жанра не собирают десятки тысяч людей на стадионах, но к нам приходят тысячные залы. Когда те уйдут на пенсию, то мы будем до сих пор будем востребованы.

- В прошлом году вы рассказывали, что пять лет записываете новую пластинку. В наше время вообще целесообразно выпускать альбомы? Слушатели ведь привыкли качать музыку в интернете (и чаще всего бесплатно).

- С экономический точки зрения - это нецелесообразно. Затраты при записи пластинки не сопоставимы с прибылью. Интернет, с одной стороны, это благо, но сегодня механизмы несовершенны. В наше время происходит наглая, почти легализованная, кража интеллектуальной собственности в сети. Как бы там ни было, а записывать их все равно нужно. Хоть я и нахожусь на профессиональной сцене, но делаю это как любитель: для себя и в удовольствие. Если честно, то записывая первый альбом, я даже не думал о прибыли. Тогда без этого я жить не мог, да и сейчас ничего не изменилось. Могу вспомнить и другой период, когда можно было на записи альбома неплохо зарабатывать: продавались кассеты, диски. Пиратство тогда присутствовало, но лейблы все равно платили какие-то деньги, и артисты умудрялись на этом хоть как-то зарабатывать. Сегодня это делать очень сложно, но потихонечку все начинает оживать - некоторые слушатели покупают песни в ITunes. Очень надеюсь, что доживу до того момента, когда все поменяется и артисты за свой контент смогут получать хорошие деньги.

- А где храните все ваши альбомы и награды?

- У меня этого так много, что все в разброс. Основные награды находятся дома, более второстепенные на студии. Моя мама коллекционирует мои вещи, но основное, то что мне дорого - дома.

Гарик Кричевский считает, что у шансона нет возраста, а поэтому он всегда будет востребован. Фото: пресс-служба

"Совмещать книги с гастролями - сложно"

- В прошлом году вы презентовали книгу "Ангелы в белом", в которой рассказали, как в 80-х устроились на работу в психбольницу. Знаю, что сейчас вы пишите новую книгу. О чем она?

- "Ангелы в белом" - это не только о психбольнице, но и скорой помощи. Это тот период, до института, когда я набирал стаж, работая в медучреждениях. В этой книге заложены мои истории и истории моих друзей. Вторая книга о более позднем периоде, о 80-90-х годах. Она получит название "Время золотое". Книга также будет состоять из новелл. Кто читал первую, тот поймет, о чем я говорю.

- А после этой книги будет еще одна?

- Конечно же планирую, но я уже заявлял, что одно дело планировать, другое дело - сделать. Как говорится: "Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Вообще я хотел писать трилогию, под общим названием "Скрипач в законе", среди которой книги "Ангелы в белом", "Время золотое" и последняя с названием самой трилогии. Третья книга будет о гастролях, о жизни в 90-х и по наши дни. Я не профессиональный писатель, да и не писатель вовсе, я - рассказчик. Пишу медленно, никуда не торопясь. Поэтому могу сказать, что третья книга будет, но, когда - неизвестно. Может когда я выйду на пенсию (улыбается). Совмещать книги с гастролями - сложно. Приходится во время отдыхов, переездов делать наброски. При этом хочется и музыку делать, и на диване поваляться, и телевизор посмотреть. Честно говоря, пока и сам понять не могу, как мне с таким графиком удалось закончить первую книгу.

О ЛИЧНОМ

- Как Вам работается с женой-директором? Не мешает работа личным отношениям?

- Конечно же мешает. Вы понимаете, что рабочие моменты - это всегда проблемы, которые нужно решать. А тут еще и близкий человек – это, с одной стороны. Но с другой, нет ничего лучше, чем семейный бизнес. Поэтому в этом есть свои плюсы и свои минусы.

Гарик и его любимые женщины - жена Анжела и дочь Виктория. Фото: семейный архив

КСТАТИ

"Дочь работает у меня на бэк-вокале"

- Ваша дочь учится на стоматолога, но также поет и играет на гитаре и пианино. Семейных выступлений не планируете?

- Она со мной поет дуэт. Вика, как и все студенты, частенько подрабатывает у меня в оркестре бэк-вокалисткой. Это происходит не очень часто, но когда все-таки такое случается, то мы поем с ней вместе. Да, она сама пишет музыку, но профессионально этим заниматься не хочет, потому что решила посвятить себя медицине.

В ТЕМУ

"От музыки нужно отдыхать"

- Какую музыку слушаете дома или в машине?

- Целенаправленно музыку слушаю редко. Когда ее очень много в жизни, то нужно отдыхать. Зачастую, при передвижении или дома на фоне могу послушать смут-джаз (жанр, в котором сливается ритм-энд-блюз, фанк, рок и поп - авт.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гарик Кричевский - в 2014 году: "Сегодня я вижу ренессанс криминальных девяностых"

Гарик Кричевский - в 2018 году: "Песня "Киевлянка" меня не просто утомила - все гораздо хуже"