Жизнь Панаса Мирного, скромного, немного замкнутого и нелюдимого человека, не была яркой или насыщенной скандалами и интригами. Он не гнался за славой великих писателей, но и люто ненавидел жизнь чиновника, в которой весьма преуспел. Его годы прошли в поисках баланса, личного счастья и мирного сосуществования Рудченко-госслужащего и Мирного-писателя.
"Мое сердце – мой враг"
Панас Рудченко (настоящая фамилия писателя. – Авт.) - третий ребенок в семье миргородского чиновника. Старшие, Иван и Александра, отличались от брата боевым и веселым характером. Панас же даже среди сверстников старался держаться в стороне, компаниям предпочитал одиночество и рефлексию.
"Был очень мирным, ссор не выносил: сейчас же убегает", - писала в воспоминаниях о младшем брате сестра Александра.
|
Многие исследователи творчества Мирного отмечают, что образы героев-одиночек писателю давались легко, поскольку, даже повзрослев, он не изменял комфортному для себя укладу и вел закрытую жизнь, отстраняясь от копания в себе разве что во время писательского труда.
"В моей душе и плач, и досада, и грусть. На улице так хорошо, весело, весной пахнет, - а мне не радостно. Рой мыслей вьются в моем сердце и давят. Читаю "Обломова". Не Обломов ли я? Не поэтому ли мне так тяжело? Из рук все валится, ничто мне не мило и не любо. Влюбиться бы в кого? Да в кого? Где здесь такая, чтобы полюбила мое сердце? Нет ее! Наверное, и в целом мире нет. Мое сердце – мой враг. И правду сказать – не живу я с людьми, как следует, сижу и сижу дома, углубляюсь в себя. Проклятая жизнь! Что хочу я от нее? Что хочу сделать сам в своем немом одиночестве? Силы мои гаснут, сердце тлеет…" - писал 21-летний Рудченко в дневнике.
Настоящий Отелло
Первая любовь пришла к писателю в 16 лет, но, судя по записям, принесла юноше лишь душевные муки – он так и не смог признаться в чувствах.
"Мое сердце как-то уж обрадовалось и как будто улыбнулось, как услышал, что Елена Алексеевна приедет. Нет, я же ее любил, только этого никто не знает и не ведает, и лучшее - никто и не посмеется".
Сердечную драму Панас пережил и в 22 года. Читаем в его дневнике: "Отелло! Отелло! Твои чувства я теперь ношу в своем сердце!" и "Быть или не быть? А мои клятвы, мои обещания? Мне кажется, мой ум помрачится, не вынеся такой нравственной ответственности перед самим собой… Быть, нет, нет… не быть! Один исход".
|
По мнению литературоведа Сергея Ефремова, в тот период Мирный оказался в центре драмы с муками ревности и с сомнениями в человеке, в душе которого писатель пробудил "звуки человеческого, а не скотского голоса". Однако этого не хватило для обретения семейного счастья, он понимал, что не в силах исправить чужую жизнь к лучшему, поэтому терзал себя.
Имени девушки, разбившей сердце будущему классику, биографы не знают, как и обстоятельств этого романа. Однако существует версия, мол, Панас был влюблен в девушку, которая работала в наймах. И хоть он предлагал возлюбленной жизнь в достатке, образование, стать частью уважаемой семьи, она выбрала другой путь – повторила судьбу шевченковской Катерины, променяв перспективного жениха на московского солдата.
Отбил невесту петербургского врача
Любовь, которую называют главной в жизни Панаса Мирного, пришла к нему уже после 40 лет. На то время он уже "вылез" из своей юношеской раковины, стал уважаемым человеком, хоть его скромность и застенчивость так никуда и не делись.
Александру Шейдеман Мирный встретил на светском мероприятии - литературных субботах. Долго быть на Полтавщине девушка, окончившая Полтавский институт благородных девиц и Харьковское музыкальное училище, не собиралась – ее звали замуж в Петербург, а женихом был богатый врач.
Что привлекло учительницу музыки, которая была на 14 лет младше, к уже седеющему и лысеющему одинокому провинциальному чиновнику? Как Панасу удалось завоевать сердце голубоглазой красавицы с амбициями? Словом! Между ними завязался роман в письмах, и спустя год девушка ответила – "да".
Больше всего будущим семейным счастьем Панаса гордился его отец Яков.
"Карточку Александры Михайловны мы принимаем с восторгом, и радуемся, если она желает вступить в семейный наш дом и круг, и передай ей, что мы примем ее как дочь и на одинаковых правах будем любить, как и сына", - благословлял отец Панаса на брак.
Однако общий язык с родителями мужа, особенно с матерью, Александре удалось найти только после рождения детей – свекровь раздражали манеры невестки, она-то была простой женщиной, а Шурочка вела себя "по-барски".
|
Острая истерия, близкая к сумасшествию
Брак стал для Мирного скорее испытанием, чем счастьем – после рождения детей у жены обострилась хроническая болезнь – острая истерия, близкая к сумасшествию. Припадки были длинными и тяжелыми, женщине понадобилось лечение в спецучреждении Харькова. Разлуку с супругой Мирный переживал тяжело и ради ее благополучия почти на 10 лет забросил писательство: нужно было зарабатывать деньги для семьи и заботиться о жене, было попросту не до творчества. Из-за житейских проблем Мирный еще больше замкнулся в себе.
"За какие тяжелые грехи мне такое наказание? Никому я не желал зла. Для чего мне такая кара? Разве что потому, что я люблю жену, как свою душу – чтобы не любил ее так горячо; чтобы помнил, что жизнь человека – дым. Если бы, Господи, она была бы мне лишь женой, а то она и мать моим двум маленьким мальчикам", - писал Мирный в дневнике после рождения второго сына, когда приступы Шурочки стали еще тяжелее.
Биографы классика утверждают, что Александра так и не смогла стать родственной душой Панасу, хоть и была хорошей женой и матерью, когда здоровье налаживалось.
Род Панаса Мирного оборвался: старший сын Виктор погиб на фронте в 1915 году, младший Леонид – в 1919-м. Средний сын Михаил прожил долгую жизнь, но Вторая мировая война украла у него сына Юрия – единственный внук Панаса Мирного погиб под Владикавказом. Александра пережила мужа на 22 года.
БЫЛО ДЕЛО
Сам себя рассекретил
Кем на самом деле был Панас Мирный и кто скрывался за псевдонимом, знали лишь избранные: большинству Афанасий Рудченко был известен как талантливый чиновник, но сам он презирал свою службу практически всю жизнь, хоть и преуспел в ней. Рассекретил себя Панас Мирный случайно: когда на сцене поставили его пьесу "Лимерівна", публика начала требовать автора на сцену, а он возьми да выйди!
КСТАТИ
Усадьба Панаса Мирного стала музеем
Сегодня здесь около тысячи вещей, книг, документов и фотографий, они размещены в семи комнатах дома классика. Усадьба восстановлена почти такой, какой она была в последние годы жизни Панаса Мирного. Площадь ее - полтора гектара. В центре двора стоит деревянный дом, построенный в 1860 году, рядом беседка, вокруг сад, где сохранились деревья, кусты, посаженные писателем. От веранды дома через сад к пруду идет аллея - излюбленное место прогулок Панаса Мирного после работы. В свободное время писатель также с удовольствием отдыхал под плакучими ивами и трехсотлетними дубами, которые и сегодня растут на берегу пруда.
Адрес: Полтава, ул. Панаса Мирного, 56.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Панас Мирный прятал рукописи в сундуке для сала