Что-то пошло не так…
О том, как в марте 2019-го после трехлетнего перерыва аэропорт "Ужгород" возобновил работу, написали все, кому не лень. А министр инфраструктуры Владимир Омелян угодливо подчеркнул – мол, выполнили первый рейс по поручению президента Порошенко!
Но прошло менее двух месяцев, и "первый маленький шаг для развития туризма на Закарпатье" исчез: 10 мая регулярное авиасообщение Киева с Ужгородом будет отменено.
"Фейсбучный министр" Омелян тут же подробно прокомментировал новость на своей странице в соцсети, пояснив "очевидные вещи".
"Взлет/посадка в аэропорту Ужгорода возможна только с заходом на территорию Словакии, - написал Омелян. - Так случилось, что, когда авиацию считали транспортом для богатых или вообще неперспективной, в другом торце взлетной полосы местные чиновники построили частные дома. Чудом не застроили всю полосу".
По словам министра, после вступления Словакии в ЕС и НАТО разрешение на заход в ее воздушное пространство регулируется уже не только двухсторонними, но и международными структурами. И министерством была проведена "колоссальная работа", чтобы решить этот вопрос.
Основная причина – убыточность полетов
Как нам рассказал транспортный эксперт Василий Шевченко, то, что посадка самолетов в ужгородском аэропорту возможна только с заходом на территорию Словакии – это не новость, так было всегда, в том числе и во времена СССР. Что касается "колоссальной работы", проведенной министерством Омеляна, то, напоминает эксперт, соглашение о свободном авиационном пространстве можно было бы подписать еще несколько лет назад (оно было уже ратифицировно) – и тогда все эти "колоссальные усилия" не потребовались бы.
Но зачем же тогда открывали аэропорт, если знали об этой особенности и о проблемах?
Во-первых, поясняет Шевченко, "открыли" - это условное понятие: побелили-покрасили, обновили терминал, а полосу фундаментально никто не ремонтировал.
Во-вторых, настоящая причина прекращения рейсов – не Словакия, и не построенные чуть ли не на взлетной полосе чиновничьи дома, а убыточность полетов.
- - Между Ужгородом и Киевом летали достаточно взрослые самолеты Ан предыдущих поколений, - говорит эксперт. - Этот самолет оптимален по расходу топлива, садится на любые аэродромы, в том числе и на грунтовую взлетно-посадочную полосу, но условия комфорта в нем крайне низкие.
Впрочем, продолжает Василий Шевченко, дешевые внутренние перевозки малокомфортны и в других странах – именно поэтому они и дешевы. Лоукосты экономят на всем, порой создавая условия перевозок хуже, чем в автобусе. Это такие "маршрутки по воздуху": дешево, но некомфортно.
Отличие нас и европейцев в том, что у нас эту сугубо коммерческую ситуацию комментирует министр. Между тем, как основная задача министра – заниматься вопросами безопасности, чтобы все пассажиры остались живы и здоровы, а рынок авиаперевозок отрегулируется самостоятельно.
Пассажиров мало, расписание неудобное
Но вернемся к рейсу Киев-Ужгород. То, что маршрут оказался убыточным, было вполне ожидаемо, считает Василий Шевченко, ведь пассажиропоток накатывается со временем. Сначала пассажиры не знают о новом направлении, потом пробуют, потом – оценивают, привыкают. И в случае с этим рейсом прошло слишком мало времени для того, чтобы наработать этот пассажиропоток.
По мнению транспортного эксперта Александра Кавы, основная причина отмены рейса Киев-Ужгород заключается в том, что рейс очень плохо грузится из-за неудобного расписания.
- Один раз в неделю посреди рабочего дня с промежуточной посадкой во Львове, из-за чего общее время в пути составляет 5 часов – это совсем не то, что нужно пассажирам, - отметил эксперт в комментарии "КП" в Украине". - Для того, чтобы рейс был коммерчески выгодным, он должен летать не раз в неделю, а в рабочие дни, причем с ранним утренним вылетом из Ужгорода и вечерним - из Киева. Но думаю, что все это будет наработано и рейс Киев-Ужгород все же состоится, но в другом, более удобном расписании.