Так уж получилось, что одна из самых красивых советских актрис Элина Быстрицкая сыграла в кино всего несколько ролей. Если точнее, меньше 20. Причем половину - в фильмах, ныне забытых (ну правда, кто сегодня помнит картины "Негасимое пламя", "Николай Бауман", "Московский полицейский Каминский" или "Бравые парни"?) А роли по-настоящему знаменитые - в далекие 50-е годы: "Неоконченная повесть", "Тихий Дон", "Добровольцы"… Но этого хватило для славы, растянувшейся на долгие десятилетия.
Будучи одной из самых красивых советских актрис, Быстрицкая всегда была и одной из самых "правильных". Получив в детстве отличное воспитание, она всю жизнь старалась вести себя безупречно, не впутываться ни в какие скандалы и интриги, очень прямо держать спину, предельно тщательно выбирать слова в общении с журналистами.
Но накануне своего юбилея Элина Авраамовна сделала для нашей газеты исключение и дала интервью.
АКСИНЬЮ ПОДКАРМЛИВАЛИ КАЗАКИ
- Какую роль вы отметили бы как главную, самую значимую, поворотную? Ну и самую любимую?
- Я ведь театральная актриса, но даже перебирая театральные работы, я не сразу отвечу, какая роль в моей жизни стала главной. Потому что это, как с детьми: какой образ создаешь в данный момент - тот и главный. За долгую жизнь в театре они приходили и уходили, а я лелеяла и пестовала каждую из них, в самом деле, как собственное дитя: это же я их создавала. А в кино, наверное, справедливо остановиться на Аксинье - так решил зритель, и это важно. Хотя Лельку тоже люблю.
- Сыграть Аксинью было вашей мечтой со студенческих лет. Эту роль вы репетировали в киевском театральном институте, когда учились на актрису. Но тогда она вам не давалась. Тем не менее вы решились позвонить режиссеру Сергею Герасимову, который искал актрису на роль Аксиньи. Но помог ему определиться в выборе Михаил Шолохов - он сразу увидел в вас главную героиню. Помните вашу встречу с великим писателем?
- Это правда, что я со студенческих лет очень хотела сыграть Аксинью. Не совсем правда, что она мне не давалась. Просто педагоги старались меня ориентировать на амплуа лирической героини, а меня всегда больше привлекали характерные образы, и я, конечно, благодарна судьбе, Сергею Апполинарьевичу Герасимову и самому Михаилу Шолохову за то, что получила возможность воплотить Аксинью и, как показало время, неплохо справилась с этой задачей.
А встречу с Михаилом Шолоховым я, разумеется, помню, притом не одну, а каждую. Даже первая наша с ним встреча случилась уже после утверждения на роль, которое исходило, как все уже знают, именно от него. Помню, как просила его познакомить меня с реальной Аксиньей, а он посмеялся, сказал, что реального прототипа нет. Помню и последнюю встречу, когда разговор получился резкий: писатель был не в лучшей форме и я себе позволила высказаться начистоту. Глупо говорить похмельной голове о вреде пьянства... Этот досадный эпизод все же не изменил моего мнения о Шолохове как гениальном писателе. И с годами я утвердилась в этом мнении, а также поняла общий принцип: мы ценим великих за их величие, а не за их слабости.
- Правда, что после выхода фильма, вы получили письмо от тридцати старейших казаков Дона с просьбой сменить фамилию Быстрицкая на Донская? И были удостоены звания полковника казачьих войск?
- Правда, и письмо получила и оценила по достоинству (хотя, разумеется, от фамилии отказаться не могла бы - это ведь фамилия моего отца), и звание в казачьих войсках мне атаманы присвоили, и даже в трудные времена они меня подкормили - стипендию мне выделили, тогда ведь мы все несыто жили. Так что спасибо казакам. Я точно знаю, что они мне не чужие.
|
"ЕСТЬ ПОМЕНЬШЕ - ВСЕГДА НА ПОЛЬЗУ"
- Однажды вы мне рассказывали про диетолога, который разработал вам систему питания. Что это за система, которая позволяет так хорошо выглядеть?
- Я живу на свете достаточно давно (хотя отмечу в скобках, что мне не надоело). Случались какие-то беседы с диетологами, потому сложилась определенная система питания, удобная для меня. Во-первых и главных, есть поменьше, это всегда на пользу. Советоваться со своим организмом, он лучше знает, что ему на пользу, а что во вред. Общаться с врачами, которым доверяешь, в том числе по вопросам питания. И еще то, чего я никому никогда не пожелаю: в подростковом возрасте, когда была война, нам всем и мне в том числе довелось голодать. Это обстоятельство свою роль сыграло. А помогает ли все сказанное хорошо выглядеть - этого я не знаю. Но уверена, что не мешает.
- Вы никогда не снимались в рекламе. Почему?
- На этот вопрос когда-то очень хорошо ответила Фаина Георгиевна Раневская: "Деньги проешь, а стыд останется".
- Ваша родная сестра живет в Израиле. Как часто удается видеться с Софией Авраамовной, родными?
- С сестрой вижусь, когда она приезжает, я уже несколько лет никуда не езжу. Возраст, знаете ли. По телефону говорим регулярно. Племянников у меня один - сын моей сестры. Он врач, у него две дочери и трое внуков. То есть у моей сестры две внучки, уже взрослые, с университетским образованием, самостоятельные и трое правнуков. Вот все то же самое и у меня. Сожалею, что они далеко. Конечно, стараюсь как-то принимать участие в их жизни, как и они в моей.
КСТАТИ
Родилась и выросла в Киеве
Быстрицкая родилась в Киеве в семье военного врача и больничного повара. Будущая артистка росла в мальчишеской компании, часто дралась, стреляла с рогатки и играла с отцом в бильярд. Свои первые спектакли будущая артистка ставила на лестничной клетке с выходом на балкон. Последний служил закулисьем.
- Занавес делали из бабушкиных юбок. Знаете, какие в Украине были юбки? И мы разыгрывали спектакль. Мой брат - Чапаев, я – Петька, - вспоминала актриса.
Но беззаботное детство закончилось, когда пришла война. Чтобы выжить, Элине пришлось с 13 лет работать санитаркой во фронтовом передвижном эвакогоспитале в Донецке. Быстрицкая никогда не вспоминала этот период в интервью.
- Навсегда запомнила лица умерших – вчерашних раненых, которым накануне поправляла подушки, за которых писала под диктовку письма родственникам. Круглосуточные операции, отрезанные руки и ноги в тазах... Вой самолетов, бомбежки, стоны страдающих людей, - писала актриса в автобиографии.
После войны по настоянию отца Быстрицкая стала студенткой филологического факультета Нежинского педагогического института, но бросила учебу через год. Элина хотела стать актрисой, поэтому поступила в Киевский институт театрального искусства. Артистку едва не выгнали с курса за пощечину студенту, который дунул ей свистулькой прямо в ухо. Тогда Быстрицкая пошла на хитрость и пригрозила ректору института, мол, если ее отчислят, то утром тело найдут в Днепре. На украинской театральной сцене Быстрицкой поработать не удалось. После окончания института она переехала сначала в Вильнюс, а затем в Москву.