Парижане молились и пели "Аве-Марию"
Один из самых известных готических храмов Европы загорелся около 7 часов вечера по местному времени, за полчаса до закрытия. Огонь вспыхнул в верхней части собора, в основании шпиля.
Собор Парижской Богоматери находится на острове Сите в центре Парижа, это старейшая часть города и одна из самых популярных среди туристов. Вокруг собора много жилых домов, на первых этажах которых размещаются рестораны. Огонь разгорался на глазах у сотен туристов и местных жителей.
- Мы сфотографировались на фоне собора, а потом хотели подняться на смотровую площадку. Говорят, оттуда открывается лучший вид на Париж, - рассказывает "КП" в Украине" наша соотечественница Виктория Исакова, оказавшаяся на месте происшествия. – На смотровую нас не пустили, поскольку она работает до 16.00. После мы пошли в ближайший ресторан. Оттуда уже заметили суету, а потом и огонь. Пожарные поливали собор посередине, хотя горело-то наверху. Было очень шумно, все кричали, многие плакали, звучали сирены. Шпиль обрушился на наших глазах.
Улицы вокруг собора очень узкие, поэтому жителей острова пришлось эвакуировать, чтобы они не пострадали от дыма. Переселить пришлось и туристов, которые обосновались в пяти находящихся на острове отелях.
Новость о пожаре быстро разлетелась по Парижу. Французы собрались на берегах Сены и наблюдали за огнем издалека. Часть людей пела "Аве-Марию", другие молились. Архиепископ Парижа разрешил всем храмам звонить в колокола, чтобы призвать верующих.
Президент Франции Эммануэль Макрон отменил обращение к нации, которое он должен был дать вечером в день пожара. В 23.30 он приехал к собору вместе с супругой и премьер-министром Эдуардом Филиппом.
- Я сейчас думаю обо всех наших соотечественниках, потому что Собор Парижской Богоматери — это наша история, наша литература, наше воображение, - сказал президент Франции журналистам. - Это место, где мы переживали все наши великие моменты, наши эпидемии, наши войны, наши освобождения. Это эпицентр нашей жизни. Это наш нулевой километр. Здесь так много книг, картин. Это собор всех французов и француженок, даже тех, кто никогда здесь не был.
Около полуночи пожарные заявили, что остановить распространение огня не получается. И когда мир приготовился к худшему и мысленно попрощался с храмом, из Парижа пришли хорошие новости. Огонь таки остановили около двух часов ночи, стены здания не обрушились, хотя деревянные перегородки пострадали.
В целом, пожарные боролись со стихией в течение девяти часов с помощью водометов. Вертолеты задействовать не рискнули, поскольку обуглившиеся крыша и стены могли не выдержать напора воды и рухнуть, уничтожив все сооружение.
Ночь спасатели провели, проливая водой и укрепляя обугленные стены. Огонь не добрался внутрь собора, что спасло его каркас и убранство от разрушения.
По предварительным данным, возгорание могло быть связано с реставрационными работами. В соборе много деревянных частей, а вокруг него разместили строительные леса высотой около 100 метров, которые только усугубили ситуацию. Полиция Парижа пока не дала исчерпывающего комментария по поводу причины пожара. Но произошедшее в прокуратуре расценивают как случайность, версия поджога не рассматривается.
Спасли Терновый венец и плащ Людовика
Первым от огня пострадал 96-метровый дубовый шпиль, покрытый свинцом. Спустя час после возгорания большая его часть рухнула. Оригинальный шпиль был утрачен в 1789 году в период Великой французской революции. В 1840-е годы его отреставрировали.
Огонь также уничтожил две трети кровли. Крыша собора была выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлест, ее общий вес составлял 210 тонн. Последний раз кровлю реставрировал в XIX веке архитектор Виолле-ле-Дюк. За образец он брал средневековую крышу Шартрского католического собора.
По словам министра культуры Франции Франка Ристера, из-за пожара образовалась дыра в своде и рухнула часть трансепта (поперечного нефа).
|
В правительстве Франции о последствиях пожара говорят сдержанно, стараясь рассказывать преимущественно о том, что удалось спасти, а не о том, что огонь уничтожил.
- Мы сохранили две колокольни, на этом этапе они надежно закреплены, стены также объединены, обрушение им не грозит, - заявил министр культуры Франции Франк Ристер.
|
По словам чиновника, пожарным удалось вынести из храма самую ценную реликвию - терновый венец Иисуса Христа. Он хранится в Соборе Парижской богоматери с 1239 года. Людовик IX купил святыню у византийского императора. Согласно Евангелиям, этот венец возложили на голову Иисуса Христа римские воины во время его распятия.
Удалось спасти и тунику святого Людовика. Вместе с венцом она хранилась в сокровищнице – отдельном помещении внутри собора. Внутри собора хранились и десятки знаменитых картин. Огонь к ним не добрался, но полотна пострадали от воды.
- Пожарным удалось спасти несколько картин, но большие полотна было сложно снять, - рассказал ректор собора Патрик Шове.
Стены собора украшали картины французских художников 17-го века Шарля Ле Бруна, Николаса Луара, Луи Тестелина, Габриэля Бланшара, Луи Черона, Лорана-де-Ла-Хейра.
|
Огонь пощадил и оконные розы XIII века. Всего их три – западная, северная и южная. Они выполнены в период между 1220-1260 годами и отреставрированы в XVI, XVIII и XIX веках. По легенде, король Людовик пожертвовал деньги на их изготовление, и даже отложил начало крестового похода, чтобы увидеть результат работ.
- Из того, что мне удалось увидеть, витражи не пострадали, три прекрасные розы, датированные XII и ХIII веками до сих пор на месте, - сказал представитель собора Андре Фино.
Средневековое стекло, которое использовали для создания роз, очень массивное и неравномерное, он содержит пузырьки воздуха и случайные вкрапления. Витражисты собора использовали такие "дефекты" для усиления сверкания, теней, отблесков и мерцания. По снимках видно, что витражи потускнели, однако рисунки сохранились.
|
В Соборе Парижской Богоматери с 1942 года хранился уникальный орган (110 регистров и около 7400 труб). Это самый большой по числу регистров орган Франции. В правительстве заявили, что орган пострадал от воды, но заверили, что его можно отреставрировать.
До пожара инструмент неоднократно достраивался и реконструировался с использованием большей части труб оригинального инструмента. На этом органе играли легендарные французские музыканты Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из самых престижных во Франции.
Чудом остались нетронутыми статуи двенадцати апостолов, которые украшали крышу Нотр-Дама. Их сняли за несколько дней до пожара в ходе реставрации.
|
Ни один мастер не сможет вернуть аутентичные элементы
Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Нотр-Дам отреставрируют.
- Я обещаю, что начиная с завтрашнего дня будет запущен национальный сбор средств, который выйдет далеко за пределы наших границ. Мы обратимся к величайшим талантам, и многие из них откликнутся и внесут свой вклад. Мы восстановим, мы восстановим Нотр-Дам. Потому что этого ждут французы. Потому что этого заслуживает наша история, потому что это наша судьба, - эмоционально заявил Макрон.
Пожертвования на реставрацию собора поступают со всего мира. Группа LVMH, владеющая брендами Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain выделила 200 миллионов евро. Владелец футбольного клуба "Ренн" Франсуа-Анри Пино – 100 миллионов евро.
Ответственный за реставрацию собора Мишель Пико заявил, что на восстановление храма уйдет не меньше десяти лет. И это при условии, что усилия строителей и реставраторов будут удвоены.
- Главной характеристикой любого культурного наследия, определяющей его ценность, является аутентичность. Именно поэтому уничтожение части Собора Парижской Богоматери в результате 9-часового пожара является трагедией и невосполнимой утратой для всей мировой культуры, - рассказывает "КП в Украине" главный архитектор Украинского государственного института культурного наследия Алина Мигидюк. - Ни один мастер, никакие деньги не смогут вернуть сгоревшие аутентичные элементы здания в том виде, в каком они были созданы.
Спрогнозировать сроки реставрации наш эксперт не решается, так как это зависит от многих факторов. Прежде всего специалисты должны оценить ущерб, это может растянуться на несколько месяцев.
- На данный момент экспертам еще необходимо определить реальный масштаб потерь, поэтому говорить о времени и стоимости восстановления рано. Без сомнения, собор будет отреставрирован в кратчайшие возможные сроки, и для его восстановления будут привлечены лучшие мастера и новейшие технологии. Это ведь один из символов не только Парижа, но и всей Франции. Однако печально то, что частичку своей души памятник архитектуры, узнаваемый во всем мире, уже утратил навсегда с потерей уникальных аутентичных элементов, - говорит архитектор.
По словам Алины Мигидюк, в Украине также в последнее врем участились случаи возгорания памятников архитектуры. Летом 2018 года в огне навсегда был утрачен дворец Шидловских (построен в 1786-88 гг.) под Харьковом, который являлся памятником архитектуры национального значения. Пожар продолжался 23 часа.
В Киеве только за 2019 год уже 4 раза горели исторические здания.
- В отличие от Собора Парижской Богоматери, восстановлением нашего родного культурного наследия мало кто озабочен, и надежды на качественную реставрацию зданий, пострадавших от огня нет. Более того, иногда пожар является зачисткой участка перед новым строительством на месте памятника архитектуры, - говорит эксперт.
Министр культуры Евгений Нищук предложил отправить лучших специалистов для восстановления горевшего в Париже собора, из-за чего его раскритиковали в соцсетях, мол, займитесь лучше восстановлением украинских зданий.
Пламенеющая готика
Нотр-Дам де Пари возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли. Первый камень в фундамент заложил папа Александр III. Нотр-Дам строили на протяжении двух веков, вплоть до 1345 года.
По иронии судьбы, здание относится к стилю пламенеющей готики. Название происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и удлиненных фронтонов и вершин арок. Спустя семь веков языки пламени охватили Нотр-Дам в буквальном смысле.
Благодаря своему пышному убранству Собор Парижской Богоматери в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний и национальных похорон.
В 1447-м здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII после коронации. В 1558 году состоялась свадьба королевы Шотландии Марии Стюарт и Франциска II, а в 1572-м в стенах Нотр-Дам де Пари король Наварры Генрих женился на Маргарите де Валуа.
|
Во время Великой французской революции многие части здания были разрушены, в частности, знаменитый шпиль. Колокола переплавили на пушки, скульптуры иудейских царей обезглавили.
После революции собор возвратили церкви и вновь освятили в 1802 году. Он находился в плачевном состоянии, правительство даже планировало снести храм. Спас Нотр-Дам от уничтожения писатель Виктор Гюго, который в 1831 году опубликовал роман "Собор Парижской Богоматери".
В предисловии автор написал: "Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре". Так и произошло. Спустя десять лет после публикации романа началась масштабная реставрация под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Под его руководством отреставрировали поврежденную в Революцию скульптурную часть, восстановили витражные розы нефа и возвели новые шпили вместо утраченных. В тот же период Нотр-Дам де Пари обрел и знаменитые скульптуры химер.
В 2013-м году собору исполнилось 850 лет. В качестве подарка он получил новые колокола и отреставрированный орган.
В соборе каждый день совершаются богослужения. В будние дни и в субботу проходят четыре мессы и вечерняя служба, а в воскресенье — пять месс, утреня и вечерня. Для туристов вход бесплатный. Отдельно нужно заплатить за вход в сокровищницу и подъем на башни.
|
Гюго о Нотр-Дам де Пари (отрывок из романа):
"Собор Парижской Богоматери еще и теперь являет собой благородное и величественное здание. Но каким бы прекрасным собор, дряхлея, не оставался, нельзя не скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных разрушений и повреждений, которые и годы и люди нанесли почтенному памятнику старины, без малейшего уважения к имени Карла Великого, заложившего первый его камень, и к имени Филиппа-Августа, положившего последний…
Если бы у нас с читателем хватило досуга проследить один за другим все следы разрушения, которые отпечатались на древнем храме, мы бы заметили, что доля времени ничтожна, что наибольший вред нанесли люди, и главным образом люди искусства… Моды нанесли больше вреда, чем революции. Они врезались в самую плоть средневекового искусства, они посягнули на самый его остов, они обкорнали, искромсали, разрушили, убили в здании его форму и символ, его смысл и красоту. Не довольствуясь этим, моды осмелились переделать его заново, на что все же не притязали ни время, ни революции".
|
КСТАТИ
Роман Гюго стал бестселлером на Amazon
После пожара роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" попал в категорию бестселлеров на сайте Amazon. Подобный феномен наблюдался после парижских терактов 13 ноября 2015 года. Тогда книга Эрнеста Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой" стала лидером продаж. В этом романе писатель вспоминает о своей жизни в Париже.